15 игр на развитие речи.
Содержание
- Общие положения
- Пальчиковые игры на основе потешек
- Звуки и голоса
- Угадайка
- Игры тренирующие и развивающие артикуляционный аппарат
- Наоборот
- Завершить слово
- Шаг в три слова
- Подбор слов
- Краски этого мира
- Наперегонки
- Подбор слов по признаку предмета
- Создать слово
- «Поэтический» конкурс
- Завершить фразу
- Поиск слога
Развивать речь у ребенка, как и многие другие основные навыки следует начинать уже с самого рождения. Первые годы жизни ребенка по интенсивности развития во всех отношениях уникальны по своей насыщенности и скорости, происходящих с ним изменений. Кроме того, эти годы самый благоприятный период усвоения детьми своей родной речи. Если упустить этот момент на начальной стадии, дальнейшее обучение может потребовать усилий в разы больше!
Охотнее всего дети учатся играя. Наиболее эффективными способами обучения основам родной речи были и останутся игры, о которых и пойдет речь в статье.
Общие положения
Развитие речи ребенка идет по двум направлениям, - понимание речи и собственно развитие самой активной речи у детей.
Для развития речи ребенка должна быть создана благоприятствующая этому речевая среда. Создается благоприятная среда на следующих основах:
-
Основой речи является реализованная потребность ребенка подражать и повторять за взрослым его действия, в том числе разговор, фразы и слова, - для этого с детьми с самого рождения необходимо говорить, как можно больше. Лучшим способом «найти текст» для «выступлений» перед малышом будет комментировать все действия, совершаемые взрослым в быту, при выполнении действий в организации режима дня ребенка и прочих моментах, связанных с событиями, происходящими в жизни ребенка, а также комментировать все совершаемые им действия.
-
Должна быть выработана «единая политика» по отношению к речевому общению с малышом для всех близких ему взрослых людей, которые составляют его окружение.
-
Постепенность увеличения сложности в речевом общении с ребенком.
-
Систематичное и ежедневное проведение игр и упражнений на развитие речи.
Пальчиковые игры на основе потешек
Издревле знакомые славянам потешки «Сорока-ворона» и «Ладушки» - это великолепный игровой тренажер для развития речи. Играть в них можно начинать с возраста до года и продолжать лет до пяти. Помимо этого, на основе их, используя базовую акупунктуру можно проводить лечебно-профилактическую работу с ребенком. Пальчики следует сжимать массирую от основания до подушечки кончика пальца и обратно, изображать всей рукой персонажей или предметы, которые озвучивает игра, - коза, заяц, цветок и т.п.
Например, круговые движения в игре «Сорока – ворона», когда она «…кашу варила и деток кормила» позволяют провести стимуляцию работы ЖКТ ребенка. Каждый из четырех пальчиков малыша которые выполняют роль «накормленных деток» нужно брать за кончик слегка сжимая. Мизинец отвечает за сердечно-сосудистую деятельность, безымянный палец – относится к работе нервной системы, массаж подушечки среднего - благоприятно отразится на работе печени, указательный же палец стимулирует работу желудка. Большой палец, который был лишен каши, так как «…дров не рубил, воду не носил – на тебе!», не просто оставлен на финал игры. Этот палец отвечает за работу головного мозга, поэтому для активизации его работы недостаточно ограничиваться легким нажатием, а следует «побить».
Хорошо и весело проходят игры, с детьми, которые называются жестовыми потешками, такими как «Шарики – фонарики» или, например, «Хомка, хомка – хомячок». Можно также просто изображать самолет, автомобиль, поезд или каких-нибудь зверей и птиц.
Звуки и голоса
Эта игра подойдет для детей возраста трех лет. Игра базируется на применении метода подражания. Для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты и немного фантазии взрослого, который играет с малышом. Взрослый при помощи инструмента или голоса издает различные звуки, а ребенку предлагается повторить их за ним:
-
постучать в детский бубен или барабан – бум-бум;
-
позвонить колокольчиком – динь-дон;
-
постучать ногами – топ-топ;
-
похлопать в ладони – хлоп-хлоп;
-
как кричат гуси – га-га-га;
-
как чирикает воробушек – чик-чирик;
-
как мяукает котенок – мяу-мяу. И т.п.
Угадайка
Игра также для детей трех лет. Для игры потребуются карточки с картинками любой тематики, с которой ребенок знаком. Взрослый дает словесное описание каждого изображения поочередно, а малыш должен узнать и дав правильный ответ показать картинку, которая соответствует описанию. Например, «большая, белая с черными пятнами, рогами и копытами, ест травку и дает детям молоко – корова».
Игры тренирующие и развивающие артикуляционный аппарат
Подобного рода игры актуальны для детей от двух лет и старше. Если у ребенка проблемы с нарушением речи, то лучше если их подберет логопед. Впрочем, и родителям под силу поиграть в них с ребенком весело и увлекательно. В качестве примера таких игр можно назвать «Маятник» - в ней ребенку предлагается двигать высунутым языком вправо и влево касаясь им краев рта.
Другая игра из этого же ряда – «Сила ветра». Эта игра улучшает силу выдоха, в игре могут принимать участие несколько игроков, и она имеет соревновательный принцип. Из бумаги, в стиле оригами, изготавливают птичек или зверушек и выставляют их на край стола. Участники, два и более, становятся напротив фигурок и по сигналу ведущего дуют на них. Обязательным условием для игроков будет не надувать при этом щеки, за этим внимательно следит взрослый. Еще одно правило – фигурку необходимо сдвинуть на одном вдохе, делать их несколько запрещается.
Наоборот
Игра для детей возрастом четыре года. Помогает расширять словарный запас, запоминать звуки, стимулирует речевое внимание и мыслительный процесс.
Участники игры выстраиваются в одну линию, ведущий бросает им мяч, либо поочередно, либо в произвольном порядке, при этом необходимо назвать слова. Задача игрока, поймавшего мяч ответить слово противоположное по значению названого ведущим: «далеко – близко», «высоко – низко», «красивый – страшный» и т.п.
Завершить слово
Игра также предназначена для четырехлетних малышей и направлена на развитие речевого внимания. Для игры потребуются картинки с изображениями различных объектов. Взрослый демонстрирует картинку ребенку и произносит начало слова, например, - «мыш-ка», «кош-ка», «ма –шина». Когда малыш заканчивает произносить слова, взрослый должен четко произнести его полностью
Шаг в три слова
Игра имеет соревновательный характер и предназначена для участников в возрасте 4 года. Игроки выстраиваются спиной к стене и в их задачу входит быстрее добраться до противоположной стены. Ведущий каждому поочередно задает вопрос, максимальное количество ответов – 3. Один правильный ответ – один шаг вперед. Если игрок дал один или два ответа его продвижение, естественно, замедляется.
Например, - «кто живет в море – рыбы, медузы, осьминог», «какие звери быстро бегают – заяц, лошадь, гепард», «что можно положить в суп – картошку, рис, лук». Победителем становится первый достигший стены, напротив.
Подбор слов
Эта игра будет актуальна для пятилетнего возраста, когда необходимо уже изучать звуки и состав слова, определять фонемы по звучанию, уметь подбирать определения и работать над увеличением словарного запаса. Только игры, в этом возрасте, могут сделать материал по занятиям развитием речи запоминающимся.
Взрослый называет прилагательное, а задачей ребенка является назвать 3-5 существительных учитывая окончания по роду. Пример:
-
громкий – звук, смех, крик, выстрел;
-
громкая – музыка, речь, труба;
-
громкое – мычание, ржание, заявление.
Краски этого мира
Эта игра для пятилетних носит соревновательный характер. Ведущий называет цвета, а участники поочередно называют объекты окружающего мира, которые имеют такой окрас:
-
белый – снег, мороженое, роза, свет;
-
черный – уголь, сажа, ночь, экран;
-
красный – помидор, закат, снегирь;
-
оранжевый – мандарин, морковка, лиса;
-
зеленый – листья, капуста, сад, виноград;
-
желтый – лимон, утенок, яблоко;
-
фиолетовый – сирень, баклажан, синяк.
Называющему ответ правильно ведущий вручает фишку. Победителем становится назвавший больше всех правильных ответов и соответственно получивший больше фишек.
Наперегонки
Для проведения этой игры необходимо заранее подобрать тематические картинки, изображающие существ или предметы, которые имеют способность двигаться. Изображения перемешиваются и демонстрируются ребенку парами. Посмотрев на картинку, игрок должен ответить на вопрос ведущего, - «Кто кого перегонит?». Ответ принимается в виде полного предложения, - «лошадка обгонит черепаху», «заяц обгонит муравья», либо «самолет обгонит велосипед».
Подбор слов по признаку предмета
Игра актуальна для детей шести лет, когда игры призваны помочь усвоить и закрепить познание о том, как образуются слова, как согласуются существительное и прилагательное, продолжить развитие способностей логически мыслить и выражать мысль речью, используя анализ и сопоставление.
Играет несколько участников, в их задачу входит называть слова отталкиваясь от названного признака. Слова называются поочередно каждым игроком, кто не смог продолжить – выбывает из игры. Победителем становится тот, кто остался последним. Например, следующая последовательность:
-
что деревянное – стол, стул, дверь, скамейка, шкаф;
-
что мягкое – подушка, кроватка, кресло, котик;
-
что сладкое – конфета, сахар, малина, шоколадка, печенье.
Создать слово
Шестилетний ребенок должен придумать как поменять в сочетании слов существительное на прилагательное:
-
каша из гречки – гречневая каша;
-
сок из моркови – морковный сок;
-
пюре из тыквы – тыквенное пюре;
-
суп из гороха – гороховый суп.
«Поэтический» конкурс
Групповая игра для шестилетних детей построенная на принципе соревнования. Организатор называет слово, а дети пытаются его рифмовать, например: дом-том, кот – рот, лайка – чайка, мошка – кошка, лукошко – гармошка, картошка – окрошка. За каждый правильный ответ игроку выдается фишка. Выигрывает набравший больше фишек.
Завершить фразу
Эта игра предназначена для детей семи лет. В этом возрасте важно обучиться фразовой речи, получить навык создания предложений различной степени сложности. Ребенка нужно научить подбирать синонимы и научить исходя из обстоятельств регулировать скорость, громкость и эмоциональный фон речи.
Ребенок должен закончить предложенную фразу, например:
-
смузи густой, а компот … жидкий;
-
скала твердая, а трава … мягкая;
-
нож острый, а ложка …тупая;
-
виноград мелкий, а слива … крупная;
-
озеро глубокое, а ручей … мелкий;
-
молоко белое, а кофе … черный;
-
сегодня солнечная погода, а завтра будет … пасмурно;
-
с грядки в огороде картофель сырой, а на сковороде … жареный.
Поиск слога
Индивидуальная игра для детей 6-7 лет. Для игры необходимо заранее продумать и записать одно, двух и трехсложные слова. Называем их ребенку и просим его делить их по этому признаку, по окончании ребенок должен назвать слова, которые начинаются с одной буквы.
При всей кажущейся простоте эти игры способны весьма положительно повлиять на развитие речи ребенка. Взрослым главное не лениться и привлекать детей к речевым играм, с учетом их возраста.
Статья составлена на основании книг: Выготский Л.С. «Мышление и речь», Косинова Е. М. «Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи», и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|