Если ребенок боится темноты: 7 подсказок психолога
Содержание
Едва ли не каждый первый дошкольник боится темноты. Дети опасаются ходить по темным коридорам, спать без ночника и закрывать глазки, «потому что там темно». Чаще «возрастная боязнь» проходит в младшем школьном возрасте, но у 2% перерастает никтофобию. С чем это связано и как избавиться от страха темноты расскажут психологи expertolog.
Природа детских страхов
Из 100 мам 80 жалуются, что дети от 3 до 10 лет боятся ночи. В этом нет ничего странного. Боязнь темноты люди наследуют генетически. Он вписан в ДНК код и является предупреждением о возможной опасности. Уже в период внутриутробного развития плод чувствует тревожность мамы, вместе с ней пугается и переживает.
Боязни высоты, темноты, одиночества, закрытых дверей — разные версии страха, связанные с родовым стрессом. Младенец запоминает его как реактивную эмоцию и по мере развития при наличии катализаторов реализует. То есть боязнь застрять в лифте и остаться в темной комнате имеют одну причину. Триггер дает эмоциональный отклик на травматическую ситуацию с ощущениями в теле: дрожью, учащенным пульсом, расширенными зрачками.
Возрастные этапы
Природа страхов предсказуемая. Пик выпадает на период активного развития фантазии, когда «включается» полушарие мозга, отвечающее за иррациональнее мышление. Проблема в том, что недостаточно развитое левое, отвечающие за логику, не способно объяснить происходящее.
Боязнь развивается вместе с воображением, и темную комнату детская фантазия населяет монстрами и чудовищами. Она возникает, когда у малыша достаточно информации для ассоциаций, но из-за дефицита знания он не может построить причинно-следственные связи. Вместо выводов он додумывает сюжеты. Ему кажется, что тени двигаются, помещение наполняется звуками. Фантазии появляются из подсознательного и обобщения услышанной информации. От ужаса он с головой зарывается под подушку и зовет на помощь маму.
Боязнь темноты систематизирована по возрастам:
-
В 1-3 года кроха связывает ночь со сном, не способен проводить параллели между опытом и впечатлениями, осознавать в полной мере подсознательные ощущения. Около 3 лет начинается первый переходный кризис, и границы мира расширяются из-за накопления знаний. Так формируются первые страхи.
-
4-5 лет малыш становится чувствительным к явлениям и событиям. Но неумение отличать вымыслы от правды рисуют пугающие образы. Он пугается силуэтов и шорохов, боится спать без света.
-
В 5-7 четко формулирует и проецирует свои страхи, полагаясь на обобщенный опыт. Видит в темноте «объекты опасности»: образы персонажей книг и мультфильмов, выстраивает логические/ ассоциативные цепочки. Темная комната превращается в загадочное место, где живу фантастические существа.
-
В 8-10 лет при родительском участии ребенок перерастает фобии. Но иногда прибегает в спальню к родителям и ищет убежище от монстров в кровати. Такое состояние объясняется возбудимостью, спровоцированной в школе, просмотром кино.
Страхи, вызванные тревожностью, требуют психологической коррекции. Особенно, если сын или дочь не соглашаются оставаться днем одни, вздрагивают от громких звуков, обижаются без причины, ведут себя агрессивно.
Причины
Кроме родовых страхов, бывают приобретенные. Они появляются от сильного голосового испуга или из-за неадекватного воспитания. Родители иногда практикуют наказание, оставив кроху сидеть в темной комнате, пугают страшилками.
Триггерами становятся негативно окрашенные эмоциональные сюжеты из книг и мультфильмов. Для чтения приключенческих историй впечатлительному ребенку лучше выбирать книжки без красочных изображений трехголовых существ. Он сам смоделирует нужный образ героя комфортный для психики.
Фольклорное творчество
Народный эпос помогает растить неврастеников. Не обязательно петь колыбельные с сомнительным смыслом. Малыш замрет в ожидании волчка, обещавшим укусить за бочок, испугается Бабайки и прочих народных героев, которыми так любят устрашать детей взрослые для подчинения.
Ссоры родителей
Частые громкие скандалы вызывают нервозность. От переживаний и ужаса семейных сцен дети впадают в ступор и истерики. Такой эффект дают увиденные фрагменты из взрослых фильмов, обрывки новостей с описанием трагедий. Маленькие эмоциональные травмы превращаются в страхи. Это не значит, что ребенка нужно полностью ограничивать от ТВ. Смотреть программы он может с взрослыми, которые поясняют картинки объяснениями: «Порой это случается, но не у нас...».
Особенности воспитания
Страху темноты больше подвержены единственные в семье дети. Психологи объясняют повышенной тревожностью из-за ограниченного эмоционального общения. Оказывается, чем больше маме лет, тем тревожнее дети. Гиперопека снижает формирование адаптивных реакций, и дети пугаются даже громких звуков. Из них вырастают легковозбудимые и неврастеничные взрослые с букетом фобий.
Что нельзя делать родителям?
Взрослые не серьезно относятся к детским страхам и выдают стереотипные реакции: «Сынок, тебе кажется. В комнате никого нет и быть на может» или: «Мужчины ничего не бояться!». Доводы не могут успокоить эмоции и помочь уснуть. Ничего не значащие фразы показывают безразличие к переживаниям и обижают малыша: «Почему ты мне не веришь, если я их вижу?» Они правдивы и присутствуют в его реальности. Недоверием вы загоняете негативную эмоцию в бессознательное. Нельзя:
-
Сомневаться в словах. Вы вселяете страх быть высмеянным.
-
Побеждать боязнь через прохождение ситуации. В темноте из-за обостренного восприятия малыш сильно испугается, и фобию придется лечить в кабинете психолога.
-
Искать вторичную выгоду. У страха, как и у болезни, есть обратная сторона. Ребенок приходит ночью в спальню к родителям с криком: «Мне страшно и буду спать с вами».
Как победить ночных монстров?
Малыш боится не темноты, а того, что спрятано за покровом ночи. Нужно показать, что за темной занавесой, кроме теней, ничего нет. Сперва расскажите, что тоже боялись оставаться спать одни, пока не поняли, что темнота – это шторка от света. За ней можно подглядывать с фонариком и ночником. Поиграйтесь со светом, чтобы он увидел, как появляются и пропадают тени.
Сочините рассказ
Придумайте сюжет о пиратах и потерянных сокровищах, с фонариками в руках отправьтесь вдвоем искать заранее спрятанный «клад». Предложите малышу осветить все углы, руками исследовать труднодоступные места. Попросите, чтобы он открывал каждый ящик и комментировал содержимое.
«Свет и тьма»
Поиграйте в игру, по очереди перебегая из темной комнаты в освещенную, задерживаясь в каждой на счет 5. Когда малыш адаптируется к темноте, счет постепенно увеличивайте. Чтобы не было страшно, в темной детской считайте вместе.
Представьте себя путешественниками, и перегоняйте машины через темный туннель. Положите в кузов игрушечной машины фонарик, предложите вместе объехать детскую по периметру и выбраться на свет. Когда он поймет, что игра безопасна, усложните маршрут, и пусть пройдет путь самостоятельно.
Наделите волшебной силой
С 3,5 лет играйте по вечерам в супергероев. Вам нужно наделить малыша магической силой, помогающей видеть во сне. Достаньте очки для ночного видения из набора шпионов, приклейте или нарисуйте на ладошке фломастером волшебную кнопку. При троекратном нажатии она активизирует суперспособности. Сочините соответствующий сюжет, и превратите игру в забавные приключения.
Интерактивное чтение
Читайте вместе книгу детского автора «Темнота». Л. Сникет рассказывает, как ночь пригласила в гости и чем закончилась встреча. Благодаря ярким иллюстрациям ее можно рассмотреть в деталях. Чтобы малыш убедился в безопасности, сделайте чтение интерактивным. Погасите на минутку-две свет и посидите в кромешной темноте. Если ему страшно, возьмите за руку. Рассмотрите тени или силуэты.
Объясните, что так выглядят знакомые вещи ночью. Включая и выключая лампу, наглядно показывайте, как предметы меняют силуэты и превращаются в чудовищ. Пока малыш удерживает тень руками, нажмите выключатель. Попытайтесь объяснить, что они превращаются в игрушки и предметы. Покажите, как рассеивается свет и появляется «звездное» небо при свечении фонариком через сито.
Для альтернативного чтения возьмите «Большую книгу темноты» Г. Гараштовой. Специально для взрослых автор написала «Монстров под кроватью», где рассказывает о способах борьбы со страхом. Они помогут объяснить малышам, что с наступлением темноты жизнь не замирает. Расскажите про ночных птиц, прочитайте сказку о совах и летучих мышах. Вырежьте фигурки из картона, обклейте фольгой, назначьте персональными охранниками, повесьте над кроваткой. Попросите папу из радиоконструктора сделать сигнализацию, защищающую от страшных снов и установить рядом. Ребенку полезно посмотреть «Тигренка Даниэля и его соседи». В мульте есть серия для трансформации фобий.
Уничтожьте «страшный страх»
Предложите нарисовать на бумаге «портрет монстра». Когда ребенок чего-то страшится, то пытается дистанцироваться. Если визуализирует с мелкими деталями, меняет внутренний образ и перестает бояться. Он должен понять, что с чудовищем можно сделать все что угодно. Пусть изобразит ушки, ножки, дополнит деталями и обратит в забавный смайлик. Затем вырежет пазл и посадит в «клетку» на вечное хранение, или выбросит в окно, порвет в клочки, смоет в унитазе.
Порисуйте вместе на черной бумаге белым маркером или восковыми мелками. Уже сам процесс является психотерапией. Попросите воспроизвести образы, для достоверности наклеить, пугающие по вечерам глазки/ ушки, затем найти знакомые черты и сопоставить с животными. Расскажите, что зайцы и белки так маскируются и играют в «Угадайку».
Эксперимент из книги
Ничто так не влияет на мозг ребенка, как наглядные примеры. Покажите, что солнце не исчезает, а уходит спать. Сделайте импровизированный глобус, объясните вращение земли вокруг оси. Для этого:
-
возьмите мяч и наклейте бумажный фрагмент;
-
направьте на него свет настольной лампы;
-
вращайте вокруг оси;
-
покажите, почему на одном полушарии день, на другом ночь.
Страхи, тревоги, фантазий, капризы – естественная часть взросления. Даже у образцовых родителей дети вредничают и чего-то бояться. Но если чувствуют, что живут в безопасной среде, окружены заботой и пониманием, многие симптомы быстро проходят сами. Важно разговаривать, вникать в проблему маленького человека, правильно создавать игровые терапевтические сюжеты для рационального понимания.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024