Что такое абстрактное мышление и как его развить


Содержание


  1. В чем особенности?
  2. Виды формы сознания
  3. Для чего необходимо АМ?
  4. Этапы формирования мышления
  5. Как развивать мыслительный процесс?
Обновлено: 22.11.2024 13:27:45

Наверняка вы знаете людей, которые находят нестандартные решения и фонтанируют идеями? Эти особенности свойственны людям с развитым визуально-абстрактным мышлением. Именно оно помогает в решении практических и творческих задач. Специалисты expertology утверждают, что приобретенные в детстве кумулятивные навыки помогают всегда находить идеи и нестандартные решения. Разобраться с этим видом мыслительной деятельности и найти способы развития способностей поможет наш материал.

Что такое абстрактное мышление и для чего его используют?

В чем особенности?

Определение abstractio (лат. «отвлечение», «извлечение») отражает суть понятия и является отдельной философской категорией. Это познавательная деятельность человека для исследования отдельных предметов и мира с общими рассуждениями, исходя из конкретных фактов. Оно опирается на отвлеченные понятия, позволяет делать выводы по общему признаку. Стимулирует интерес и саморазвитие, любознательность, скорость мышления. Это дает возможность заниматься разными видами деятельности, проводить параллели и делать выводы из знаний и опыта.

Умение абстрагироваться от условностей и частностей подразумевает:

  1. мысленное отвлечение от деталей для выделения основных и закономерных признаков;

  2. способность к логическому объяснению событий с помощью метафор и сравнений;

  3. нахождению взаимосвязи между ними;

  4. поиск новых идей/ решений.

Когда говорят о креативных людях, часто используют фразу: «он мыслит абстрактными категориями». Под этим понимают высокий познавательный интеллект, основанный на отвлеченных понятиях, суждении и умозаключении. При подаче материала человек не придерживается рациональной системы обработки информации, полагается на символы и визуальные образы без описания деталей. Из-за отсутствия конкретизации смысл сказанного точнее воспринимается вконтексте.

Отличие типов мышления

Абстрактный помогает абстрагироваться от второстепенных вещей и сосредотачиваться на главном. К этому способу каждый неосознанно прибегает ежедневно и не раз. Что вы думаете при взгляде на небо? О составе атмосферы из чередующихся слоев газов или на ум приходит только слово «небо»? Мозг отметает путем обобщения ненужные подробности, не передает детали, а выдает обработанную информацию через объективирование, осмысление образов и опредмечивание.

Если на ум приходит выражение «тучи», вырисовывается сложная конструкция. В этом случае мозг использовал не только обобщение, но конкретизировал описание явления. Это для него естественный процесс, не требующий энергетических затрат. В отличие от него конкретный тип мышления обусловлен логическими соображениями, оперирует исключительно фактами, исключает другие версии.

Абстракции высокого порядка

Примеры с небом демонстрируют типичное абстрагирование от познания несущественных свойств и фиксации только значимых характеристик. У понятия есть два перекликающихся значений: определение процесса и формирование отвлеченного понятия. Это позволяет осмысленно рассматривать события с разных сторон, находить нестандартные решения и идеи. Иллюстрацией служат проделки Вини-пух, когда тот пытался достать мед из дупла.

Мыслительная категория связана с формальной логикой и математикой. Если бы люди не умели всеобъемлюще мыслить и использовать символические образы, вряд могли создавать шедевры в искусстве, придумывать буквы и цифры. Математические пошаговые вычисления в голове возможны только после игры с образами. Сложение и обобщение конкретных знаков стало инструментом донесения конкретной описательной и численной информации.

Причем обобщают не только объекты, но и сами абстракции. Их используют в фундаментальных и точных науках для описания сложных определений и закономерностей. Для объяснения события/ сути человек прибегает к аналогиям и метафорам. Не зря АМ ассоциируют с внутренним диалогом и красноречием. Слова:

  1. отражают субъективные представления и смысл;

  2. помогают выстраивать логические рассказы;

  3. придают образам форму и действия.

От простой абстракции до высшей формы мозг проходит несколько этапов, и порой объяснение оказывается сложным для восприятия. Это одна из причин, почему сложно слушать лекции по философии.

Виды формы сознания

В психологии категория систематизирована по 6 группам с условными определениями. В зависимости от цели выделяют содержательную и формальную форму. Первая предполагает выделение частного через общее, как в примере с небом. Вторая более сложная и уточняющая, как в случае с тучами. Формальная выделяет детали в описании, сами по себе не существующие (цвет), служит базой для размышлений. К ней относят:

  1. Идеализирующий вид. Стремление подогнать явления и события под стандарты: «идеальная фигура», «безупречный стиль», «чисто экологический продукт».

  2. Изолирующий или аналитический с отвлечением от характеристик и опредмечиванием.

  3. Примитивно-чувственный для вычленения второстепенной информации.

  4. Конструктивизационный для придания четких контуров и форм абстрактным вещам.

  5. Обобщающий, позволяющий судить о предмете/ явлении по характеристикам.

Отдельное место занимает абстракция актуальной бесконечности, поскольку наблюдать ее невозможно. Это отвлеченное понятие из умозрительных доводов для создания целостной картины, объяснения идеи бесконечностии незавершенности эволюции.

Для чего необходимо АМ?

Что такое абстрактное мышление и для чего его используют?

В искусстве существует понятие «абстрактная живопись». Сюжеты далеки от реалистических изображений. С помощью цветов, форм, динамики сюжета полотна вызывают эмоции, ощущение завершенности композиции. Абстрактными бывают сюжеты, театральные декорации, игры. Визуализация и мышление необходимы дизайнерам, людям другим профессий, работающих с объектами в пространстве.

  1. Инженер или архитектор сначала визуализируют объект, затем разрабатывает чертеж.

  2. Геофизик отчетливо представляет процесс образования земной коры.

  3. Нейрохирург с помощью визуализации моделирует этапы операции и дает общий прогноз.

Никто точно не знает, как выглядят планеты. Основываясь на фантазии писателей, астрономической и обобщенной информации из космоса люди создают сюжетные картины. Не обязательно касаться льда, чтобы узнать, насколько он холодный. Каждый опыт относится к форме абстрактного мышления.

Инструменты изучения

В распоряжении ума находится масса информации, полученная обонянием, осязанием, слухом, тактильными ощущениями, изучением дисциплин. Мозг ее обрабатывает и хранит в виде «файлов» или кластеров, на которые опираются абстракции. На основе понятий, суждений, умозаключений они помогают концептуально воспринимать реальность. Для получения углубленных знания о предмете исследования применяют другие способы.

  1. Анализ. Это условное разделения предмета изучения на части с локальным исследованием компонентов.

  2. Синтез – обратный процесс с интеграцией частей в целое для составления картины.

  3. Систематизацию – распределение понятий/ свойств/ признаков по классам.

  4. Сравнение или компаративистский анализа для выявления различий и подобий.

  5. Аналогию с переносом свойств на сравнительный объект.

Формы умозрительного мышления

Понятие

Вербализованный результат логического анализа поиска общих свойств и признаков схожих объектов. Они могут отличаться по назначению, но принадлежать к одной группе: дуплекс, коттедж, таунхаус. Машины бывают разных размеров, но объединены общими конструктивными характеристиками. Когда понятия частично совпадают, вырисовывается контекстуальная ситуация. Пример совпадения в понятийных частях: дети, играющие в волейбол; дети, играющие в футбол.

Суждение

Это правдивое/ложное, простое/ сложное утверждение о предмете и связях между признаками. Чтобы использовать информацию для мыслительных и логических операций, важна истинность. Определите разницу между «Птички поют» и «Птички поют, так как потеплело». Обе фразы правдивые, но вторая уточняющая и более развернутая.

Умозаключение

Способ получения знаний из известных фактов. Если есть два суждения, используют силлогизмы. Например: машины – механизмы; для работы механизмам необходимо топлива. Вывод: все машины работают на топливе. Человек может получать информацию опосредованно, выносить индуктивные и дедуктивные умозаключения из суждений- предпосылок. Логические структуры имеют четкие рамки, исключающие ошибки и помогающие структурировать информацию.

Отвлеченность

Это отсутствие связи с объектом. Пример с яблоком. «Фрукт лежит на столе, но я туда не клал. Кроме меня, здесь есть еще один человек. Значит, это его работа». Способом нехитрого умозаключения сделан вывод о действиях другого персонажа. В этом случае яблоко – объект внимания для получения информации абстрактным методом.

Обобщенность

Допускает отвлеченность и отсутствие необходимости концентрироваться на несущественных фактах при получении новых знания. Не имеет значения, когда и какой рукой человек положил яблоко. Обобщение фактов помогает отказаться от второстепенной информации при решении многоэтапной задачи, не несущих смысла в контексте.

Этапы формирования мышления

Дети постоянно погружаются в вымышленный мир. Они на ходу придумывают ролевые игры, разговаривают с игрушками, сочиняют истории. Абстрактное мышлении начинает активно развиваться у детей на третьем году жизни, но первые попытки появляются, когда они начинают воспринимать зрительные образы, различать мамин голос. Нейрофизиологи обнаружили, что области мозга, ответственные за визуализацию и пространственное мышление активируются 4 месяцам, и к 15 годам оно достигает пика. Психологи выделяют 3 этапа:

  1. Прямой. Изначально мозг воспринимает конкретную информацию. Крохи реагируют на бутылочку с молоком, яркие игрушки, маму.

  2. Образный. Появление первых образов стимулирует воображения. Малыш учатся сопоставлять, обобщать, систематизировать информацию.

  3. Абстрактный. Вступая на следующий этап развития, исходя из собственных представления, способен шире мыслить. На основе гипотетических рассуждений и понятийного мышления, конкретно-воображаемых представлений создают свои картины мира.

Как развивать мыслительный процесс?

Что такое абстрактное мышление и для чего его используют?

Для развития визуально-пространственного мышления разработаны специальные программы. Родители могут сами заниматься с детьми, предлагая выполнение упражнений на воображение и логику. В раннем возрасте достаточно рисования, складывание кубиков, развивающих игр, придумывания сказок. В этом возрасте важно научить ребенка строить развернутые предложения. Перед школой вместе:

  1. решайте головоломки;

  2. смотрите на оптические иллюзии;

  3. импровизируйте с ролевыми играми;

  4. ставьте домашние спектакли;

  5. увлеките ребенка декоративно-прикладным искусством.

Играйте со словами. Развитие ума стимулируют метафоры и сравнения. Предложите ребенку назвать предметы по-другому. Ищите ассоциации, укрепляющие связи между понятиями и предметами, выстраивайте длинные цепочки: дом → тепло → семья → радость → мама и папа.

Организовывайте театр теней. Зажигайте лампу у стены, в отбрасываемой тени показывайте фигурки. Просите малыша угадывать персонажи и комментировать. Контуры зверюшек вырезайте из бумаги и предлагайте искать знакомых персонажей. В школе развитый познавательный интеллект поможет разбираться в геометрии и естественных науках, и неординарно мыслить.

Задания для родителей

Для расширения умственного диапазона и креативности родители могут тренироваться сам. В этом помогут ментальные техники. Закройте глаза и вспомните людей, с которыми сегодня общались. Воспроизведите до мелочей детали одежды, жесты и мимику. Представляйте разные эмоции и наделяйте ими объекты. Решайте логические задач с повышением уровня сложности и записывайте ходы. Это исключит совпадения и догадки.

Проверка уровня развития АМ не представляет трудностей. Существует ряд психологическо- интеллектуальных тестов: Айзенка на IQ, абстрактно-вербальный, дающий оценку по результатам беседы с человеком. Скорость мыслительных процессов проверяют решением логических задач.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...