Что должен знать и уметь ребенок перед школой

Обновлено: 22.11.2024 13:27:37

Время стремительно меняется, меняются школьные программы, постоянно усложняясь и ставя перед «кандидатами» на получение образования в 1 классе всё более высокие требования.

Однако мозг человека, его развитие, формирование и физиология остаются неизменными на протяжении многих сотен и тысяч лет. Перепрыгнуть через возрастные особенности без ущерба для полноценного развития ребенка невозможно. Поэтому разумным является поиск и обнаружение компромисса между запросами школы и возможностями конкретного ребенка.

Помнить нужно главное – как бы ни был подготовлен ребенок школа будет обязана его принять и учить. Все требования носят рекомендательный характер и среднее образование, к счастью, остается в стране обязательным. Однако умеренно, без перегибов и нажима на ребенка поработать в направлении подготовки к школе всё же надо.

Особенности наступления школьного возраста

Готовность ребенка к школе

Как раз перед тем как пойти в школу, начиная с семи лет и до десятилетнего возраста сознание ребенка сталкивается с огромным для себя открытием. В семь лет ребенок открывает у себя наличие чувств. Может показаться странным, но именно это подтверждают многочисленные научные исследования.

Само-собой чувства он испытывал всегда, но понимания того, что он испытывал их приходит к ребенку только в семь лет. Этот возраст связан с тем, что ребенок начинает осознавать и проговаривать: «я расстроен», «я обрадовался», «я разочарован» и прочие подобные ощущения. Ребенок теперь осознает, что всё эти чувства рождаются внутри него и происходит та самая рефлексия. Пока это ещё поверхностно, но всё же это первый опыт посмотреть «внутрь себя».

Один из важных моментов этого возраста, - взрослому желательно научить ребенка квалифицировать свои чувства правильно. Если не помочь ребенку с этим в последствии у него возможны пограничные нарушения психики. Довольно подробно эту тему раскрывает психолог Евгения Стрелецкая.

Абсолютно не случайно, как раз в этом возрасте ребенок по-настоящему начинает осознавать наличие вокруг своей личности «других людей», так как именно их наличие и взаимодействие с ними вызывают отклик в виде этих чувств. Кто-то вызывает симпатию и расположение, кто-то его раздражает, а кого-то он просто боится. Естественно о наличии людей вокруг себя ребенок знал, но он оценивал их как дополнение к своему миру, а в начальной школе он поймет их полную самостоятельность, и необходимость считаться с этим.

Вступая в возраст семи лет и приходя в школу, ребенок переходит в другой мир. Если прежде у него были только одни судьи и чаще всего это были его родители, то теперь он столкнется с учителями. Учителя начнут его оценивать, и их оценки будут влиять на отношение к нему со стороны его родителей. Осознание этого – неожиданность для психики ребенка. Вторым моментом для него станет сближение со сверстниками. Здесь его ждет не только дружба и первые чувства любви, но и несправедливость, порой жестокость, конфликты.

Принятие всех этих людей, которые составляют тот самый социум, подчиниться его правилам, не теряя собственного «Я», - это главная установка на подготовку ребенка к школе в психологическом плане.

Требования к знаниям о себе и окружающем мире

Общее понимание вопросов, связанных с повседневной жизнью человека является естественным требованием для ребенка, который начинает покидать пределы своего узкого семейного круга и вступает в социум. Поэтому, при нормальном отношении к ребенку, со стороны близких ему взрослых людей эти знания он усвоит легко.

Вот, что должен знать ребенок перед школой:

  1. Имя, отчество, фамилию, дату своего рождения и возраст, а также Ф.И.О. родителей и близких родственников, возраст родителей и род их деятельности.

  2. Свой домашний адрес, название города (села) в котором живет, столицу государства.

  3. Времена года, месяцы, их количество и последовательность, дни недели и части суток. Уметь описать явления, связанные с временами года и назвать месяцы по отношению к временам года.

  4. Основные цвета и геометрические фигуры.

  5. Основные профессии людей и с чем они связаны.

  6. Животных, птиц, насекомых и их отличия, - хищные и травоядные, домашние и дикие, и т.п.

  7. Растения и их отличия. – кусты, деревья, трава, цветы, дикие-культурные, ягодные-плодовые, садовые-огородные, их название и прочие.

  8. Как ориентироваться в пространстве, - «право-лево», «верх-низ», «впереди-сзади» и т.д.

  9. Самостоятельно одеваться, раздеваться и складывать вещи аккуратно.

Все это надо не упускать из вида при воспитании ребенка. Рассказывая и показывая при случае ему все и расспрашивая о том, что он усвоил. Имеющиеся пробелы вовремя восполнять.

Требования к знаниям связанными с обучением

Как научить ребенка быстро считать в уме

Следует ещё раз акцентировать внимание взрослых на том, что эти требования носят рекомендательный характер и призваны облегчить обучение самому ребенку. Однако задача не стоит в том, чтобы облегчить работу условной Марь Ивановны, которая будет обучать ребенка в начальных классах. Не следует «натягивать сову на глобус» в угоду чьим-то педагогическим запросам на «готового гения» в первом классе. Девиз, – «Делай что должно и будь что будет!», вполне актуален, в этом случае.

Восприятие будущего школьного образования у ребенка не должно ассоциироваться с многолетним каторжным трудом, посвящённым получению знаний путем «выноса ему мозга». В вопросе подготовки к учебным дисциплинам лучше быть лояльней и терпимей к ребенку, чем к запросам постоянно меняющейся школьной программы.

Теперь о самих требованиях.

Рисование и рукоделие:

  1. карандашами, фломастерами, красками с помощью кисточек;

  2. заштриховка рисунков без нарушения их контура;

  3. аккуратное раскрашивание сложных рисунков;

  4. умение регулировать силу нажатия на кисточку или карандаш и изменять направление движения кисти руки в зависимости от форм изображения;

  5. копирование в точности узора;

  6. собирание картинок из пазлов самостоятельно;

  7. умение собирать модели из конструктора по образцу;

  8. навыки вырезания ножницами из бумаги сложных фигур изображенных на листе;

  9. аппликации в произвольной форме и по заданным образцам.

Внимание и память:

  1. умение концентрироваться на выполнении задания в течении 30-40 минут не отвлекаясь;

  2. нахождение отличий между предметами или рисунками, 6 - 8 элементов;

  3. умение удерживать в поле зрения одновременно 8-10 предметов;

  4. умение запоминать 8-10 картинок или предметов, показанных на определенный интервал времени;

  5. запоминание на слух 8-10 слов.

Логика и мышление:

  1. определять и пояснять несоответствия, найденные на картинках;

  2. уметь найти отличие между явлением и предметом и объяснить его;

  3. логически вычислять среди заданного набора предметов лишний и обосновать свой выбор;

  4. уметь определять последовательность происходящих событий и пересказать текст исходя из его логической последовательности;

  5. сочинять короткие истории из нескольких предложений, произвольно и по предложенному изображению;

  6. уметь рассказать о своих увлечениях и любимых занятиях.

Перечисленные навыки предельно понятны и в дополнительных пояснениях не нуждаются. Далее пойдет разговор о возможных нюансах предварительной подготовки к школе.

Нюансы и особенности некоторых дисциплин, рекомендуемых к освоению дошкольнику

Ребенка избили в школе: что делать

Если все, что было перечислено, вполне доступно родителям к самостоятельной реализации. Либо может быть проверено ими, если ребенок получает эти знания где-то в развивающей студии или детском саду, то отдельные моменты нуждаются в пояснениях.

Так, например, то же чтение, требует соблюдения ряда правил, которые позволят ребенку в будущем хорошо справится с этим навыком. Если же обучение будет построено неверно, то это приведет к тому, что ребенка придется переучивать, что вызовет дополнительный стресс у него и недоверие к авторитету взрослых. Такие же моменты есть и в других вопросах, рассмотрим их.

Произношение и развитие речи, - является основой для освоения грамоты, то есть чтения и письма. От ребенка требуется:

  1. четко произносить звуки (если есть проблемы с произношением необходима консультация логопеда);

  2. иметь хорошую артикуляцию;

  3. уметь выделять определённый звук в слове и находить его место в слове;

  4. определять количество и последовательность звуков в коротких словах, «кот», «дом» и т.п.;

  5. произносить слова по слогам.

Для того, чтобы ребенок это усвоил необходимо читать с ним и обсуждать прочитанное. Учить ребенка четко и последовательно выражать мысли, описывать прочитанное. Обязательно следует поощрять ребенка к высказыванию им развернутых фраз, уточнять детали прочитанного и просить высказывать свое мнение.

Математика и счет, ребенку желательно:

  1. уметь считать хотя бы до 20;

  2. иметь базовые навыки счета;

  3. иметь простейшие арифметические знания.

Для освоения математических премудростей и цифр необходимо считать с ребенком бытовые предметы, птичек, машины и вообще все, что может попасть под руку. Столкнувшись с возможностью решения простейшего примера, можно предлагать ребенку его решить, например, - «У меня одна конфета, а у тебя три. Сколько их всего?». Помимо арифметики это научит ребенка воспринимать задание на слух, что очень помогает в обучении.

Кроме этого надо учить ребенка написанию цифр, выкладывая их вместе с ним из камушков, рисуя палочкой на песке и используя традиционный метод – карандаш и бумагу.

Развитие мелкой моторики. Эти навыки лежат в основе обучения письму, но даже не это главное. Последние исследования указывают, что она влияет также и на развитие абстрактного мышления и памяти. От ребенка потребуется:

  1. правильно держать ручку, карандаш и кисточку;

  2. уметь регулировать нажим и наклон при письме.

Для улучшения и развития навыков незаменимы лепка и изготовление поделок. Благо сейчас в материальном обеспечении рукоделия недостатка нет.

Чтение (возвращаясь к начатому с этого вопроса). Читать или не читать, должен ребенок — это уметь перед школой или нет?

Здесь однозначной позиции нет даже между педагогами. Однако на изучение азбуки в современной школе отведено не так много времени. Исходя из этого надо подойти к каждому случаю индивидуально:

  1. Если родитель или кто-то из близких ему взрослых в семье, в состоянии проявить педагогические таланты и в игровой форме, ненавязчиво и весело научит ребенка буквам и сложению их правильно в слоги, а потом в слова – радуйтесь. В будущем навык ребенку очень пригодится и позволит совершить «успешный старт» в обучении;

  2. Однако если этого нет, стоит с большим опасением и вниманием отнести к предложениям разных обучающих центров научить ребенка читать. Только имея отзывы от надежных свидетелей их профессионализма стоит доверять им обучение ребенка и то, необходимо лично проверять ребенка на правильность его обучения чтению. Если такая проверка затруднительна для родителя, лучше этого не делать. Педагог в школе способен научить читать ребенка правильно и если он пришел в школу не умея читать, что же, - значит хорошему педагогу придется поднапрячься;

  3. Намного важнее научить ребенка понимать прочитанное. Для этого нужно читать ему больше хороших и нужных книг и рассказов. Обсуждать их с ним, просить пересказывать, отвечать на вопросы и спрашивать у него.

Чему же надо учиться?

Школа была создана человечеством именно для того, чтобы научить ребенка различным дисциплинам. Постоянные реформы и колебания обучающих программ ложатся бременем на самых близких ребенку людей – родителей. Однако и всё же, - задача родителей и их реальные возможности лежат в иной плоскости.

Максимальный успех в воспитании, на который должны ориентироваться родители, - это воспитать уверенную в себе, активную, самостоятельную, ответственную, внимательную к другим людям и добрую личность. Человека, - который понимает себе цену и пойдет по жизни с чувством собственного достоинства.

Думать родителям нужно именно в этом направлении, а школа – это очередная ступень к взрослению. Далеко не все знания, полученные в ней, будут чего-то стоить в будущем. Во главе же процесса подготовки ребенка к школе должна стать вера в его способности и уникальность. Именно такая вера родителей помогает и стимулирует детей к успехам, в том числе и в учебе.

Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок», Божович Л.И.«Проблемы формирования личности: избранные психологические труды»; материалов с сайтов и родительских форумов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...