Что должен уметь делать ребенок к 1 году: 5 важных навыков и умений
В течение первого года жизни ребенок стремительно обретает массу новых навыков и совершенствует высшие психические функции. Это крайне чувствительный и поразительный период. Родители прослеживают удивительные трансформации, когда грудной малыш на глазах перевоплощается в любопытного, активного ребенка. К годовалому возрасту формируются важные психические образования, а также происходит первичная социализация в кругу семьи.
Возраст до года рассматривают масса психологических концепций, на которых строятся подходы к пониманию личности человека от ее зарождения и до угасания. Вот несколько известных концепций, отличающихся по взгляду на возрастную периодизацию и целям возрастных групп:
-
Психоаналитическая теория. Зигмунд Фрейд основал возрастную периодизацию становления личности, стоящую на фундаменте психосексуального развития. Так, ребенок до одного года проходит оральную стадию. Получение удовольствия и нового опыта, познание мира происходит через рот: малыш пробует на вкус предметы, чтобы ближе познакомиться с ними.
-
Гуманистическая теория. Абрахам Маслоу рассматривал целью развития достижение личного комфорта и удовлетворение существующих потребностей. На первом году у ребенка небольшой спектр потребностей: физиология (еда, сон и т.д.), безопасность (защита от внешнего мира со стороны значимых взрослых) и любовь (внимание, забота и выражение нежных чувств родителей).
-
Когнитивная теория. Яркий представитель течения, Жан Пиаже, рассматривал взросление ребенка с точки зрения обретения новых знаний и совершенствования когнитивных (мыслительных) функций. В течение первого года ребенок проходит сенсомоторное развитие: через тактильный контакт с предметами, манипуляции с ними и восприятие их через зрительный анализатор развивается наглядное мышление.
-
Бихевиоризм. Представители течения рассматривают поведение как аналитическую единицу развития. В частности исследуются причинно-следственные связи поведенческих актов. Так, Д. Уотсон и Б. Скиннер считают, что до одного года у ребенка преобладают инстинктивные формы поведения и подражание (усвоение социальных норм, норм поведения, глядя на родителей).
Каждая из теорий верна, но они отражают одностороннее представление о взрослении ребенка. Далее мы рассмотрим нормы развития до одного года с точки зрения разных аспектов.
Важные навыки и умения ребенка, формирующиеся к 1 году
Многообразие приобретений возрастного периода требует детального анализа с разделением на группы. Важные навыки, умения и психические функции, формирующиеся на первом году жизни, разделены по сферам развития малыша.
Коммуникативные навыки
Разговор идет не о речевом развитии, а об эмоциональной составляющей коммуникативных процессов ребенка. Это не случайно, ведь ведущей деятельностью ребенка до года является эмоциональное общение. В результате того или иного стиля взаимодействия родителей с ребенком, у него закладываются различные представления об окружающем мире:
-
Базовое доверие к миру (уверенность в нем, открытость, легкость взаимодействия с окружающими) формируется в результате заботы, поддержки и любви матери. В случае если мать эмоционально отторгает ребенка, у него формируется недоверие к миру. Повзрослевший малыш с негативными установками трудно адаптируется в обществе и проблематично выстраивает отношения с людьми.
-
Формирование основных психических навыков (оперативное взаимодействие с предметами, формирование речи, мышления, памяти, интеллекта и т.д.). Исследования С.С. Савенышева и В.Ф. Чижова доказывают, что эмоциональная и вербальная чувствительность матерей к детям напрямую связана с активным развитием речи, коэффициентом интеллекта и формированием важных навыков.
Данный аспект напрямую зависит от стиля воспитания ребенка, поэтому родителям важно максимально ответственно подойти к его выбору. От этого решения зависит качественное овладение ребенком первичных навыков общения с миром.
Речь
К одному году малыш уже воспринимает речь окружающих с точки зрения содержания и эмоционального окраса. Специалисты считают, что к году ребенок, в норме, владеет словарным запасом минимум из 10 слов. К ним относят звуки подражания животным (гав-гав, мяу-мяу и т.д.), лепетные слова (например «зя» - нельзя, кака, ням и т.д.), мама, папа и другие. Если после года ребенок обращается к взрослым не через речь, а через тактильный контакт и мычание – это повод усиленно заняться речевым развитием ребенка. Что может помочь:
-
Пальчиковые игры. Развитие речи напрямую связано с мелкой моторикой – способностью ребенка совершаться тонкие и точные движения пальцами руки. Исследования М.М. Кольцовой, опубликованные в ее книге «Ребенок учится говорить», свидетельствуют о наличии значимой связи между пальцами руки и корой больших полушарий головного мозга. Манипуляции с предметами стимулируют совершенствование моторных мышечных функций, которые, в свою очередь, способствуют развитию сенсорной и моторной сторон речи.
-
Массаж. Стимулирующий логопедический массаж стоп и ушей помогает сделать движения точнее и увереннее, что также стимулирует речевые навыки. Исследовательский проект специалистов доказывает, что массаж стимулирует различные сферы развития ребенка – моторная, речевая и когнитивная.
-
Демонстрация примера. С помощью подражания малыш осваивает массу возрастных навыков. На примере взрослых он совершает действия с предметами, начинает ходить и т.д. В целях стимулирования речевого развития, необходимо постоянно демонстрировать соответствующий пример. Во время прогулки комментируйте все, что видите и обращайте на это внимание малыша. Читайте им книжки с яркими картинками и комментируйте их.
Важно учитывать, что каждый ребенок индивидуален и может не вписываться в общие стандарты. Но долг родителей следить за благополучием детей и внимательно относиться к тревожным признакам.
Эмоции
К концу первого года происходит настоящий прорыв в развитии малыша в эмоциональном плане. Если раньше ребенок демонстрировал недостаток внимания, желание пообщаться или поесть плачем, то к концу года в его эмоциональный репертуар добавляются:
-
мимические реакции (морщится, строит гримасы),
-
улыбки (как отображение удовольствия, комфорта, хорошего расположения духа),
-
звуки (резкие, громкие вскрики, чтобы привлечь внимание, смех).
Дети к году начинают дифференцировать окружающих людей и смогут отличить маму от бабушки, например. Также новым эмоциональным навыком ребенка является проявление любви к родителям. Дети начинают обнимать их, целовать, чтобы выразить нежные чувства. Проявление чувств касается также любимых игрушек, других детей и других взрослых. Какие еще эмоциональные новообразования появляются к году:
-
Расширяется спектр эмоций. Появляется восторг, радость, грусть, печаль, гнев и т.д. Стоит отметить, что малышу трудно справляться с новыми чувствами, и он может теряться в них. Это демонстрируется быстрой сменой настроения, обеспокоенностью.
-
Происходит перенимание ребенком поведенческих актов взрослых. Он имитирует разговор по телефону, уборку дома, чтение книг и другие действия, регулярно совершаемые взрослыми. Так он проходит первичную социализацию и старается уподобиться взрослым.
-
Ребенок начинает понимать простые просьбы (принести игрушку, выбросить бумажку с урну, подать конкретный предмет и т.д.). Он умеет совершать действия с предметами, о которых знает, как они выглядят и где находятся.
-
Дети к году чутко отзываются к музыкальным мотивам и начинают впервые танцевать. Если взрослые демонстрируют пример танцевальных движений, малыш быстро их перенимает и копирует.
-
Малыш иначе реагирует на свое отражение в зеркале: теперь он осознает, что это его отражение. Ему нравится позировать у зеркала и смотреть на себя, так как он сам для себя становится предметом интереса.
-
Ребенок реагирует на свое имя. Он начинает понимать, что к нему обращаются, используя определенное слово. Также он запоминает имена ближайших людей, с которыми часто контактирует. Если попросить его подойти к близкому родственнику, назвав имя, он это сделает.
Моторика
Здесь ознакомимся с навыками крупной и мелкой моторки ребенка. Согласно нормам развития, к году малыш уже делает первые шаги самостоятельно. Возможны самостоятельные шаги с небольшой поддержкой взрослого (за одну руку). В норме он легко стоит без опоры, умеет самостоятельно присаживаться и вставать из сидячего положения. Ребенок сам способен залезть на диван, стул и также слезть с него.
После года ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность. Он познает мир через предметы, манипуляции с ними позволяют ему развиваться психически и физически. Поэтому так важно обрести достаточный набор психомоторных функций к одному году. Что ребенок уже умеет в норме:
-
Хватать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным). Даже если у него это пока не выходит, он пытается взять предмет не всей ладонью, а именно двумя пальцами. На этом этапе важно поощрение родителей самостоятельной деятельности. Отмечается, что в африканских племенах моторное развитие детей происходит быстрее, чем у детей в европейских странах. Это связано с высокой необходимостью в племенах скорого обретения ребенком автономности от родителя и приобщения к ведению хозяйства. Чрезмерная опека и пресечение инициативы быть самостоятельным влечет задержку психомоторного развития.
-
Пытается вкладывать предмет в предмет. Детям одного года очень нравится складывать игрушки в коробки, кастрюли и куда угодно. Это стремление можно использовать для развития мышления и памяти. Игрушки-сортеры с крупными прорезями и простыми формами (квадраты, треугольники, круги) помогают улучшить моторные функции и положить начало образному мышлению.
-
Складывает пирамидки, кладет предмет на предмет. К году малыш уже умеет надевать кольцо на центр пирамидки, кладет один кубик на другой. Приобретите ребенку разноцветную пирамидку и кубики с картинками. Так вы сможете не только совершенствовать моторные функции, но и начнете учить цвета, формы, предметы.
-
Экспериментирует с предметами. Малыш уже понимает, что машины ездят, люди ходят, фрукты нужно есть и т.д. На игрушках он моделирует различные ситуации и проверяет их возможности. Поэтому дайте ему действовать с предметами самостоятельно, так он познает мир
Мышление
Согласно теоретическим представлениям Жана Пиаже, умственное развитие малыша складывается на основе получаемой тактильной информации взаимодействия с миром и через опыт взрослых. Сенсомоторное развитие проходит в 6 стадий, 4 из которых приходятся на первый год жизни. Если описывать кратко, то трансформация мышления в первый год жизни происходит следующим образом:
-
Ребенок упражняет основные навыки, которые требуются для удовлетворения потребностей. Поплакать, когда чувствует дискомфорт, голод. Схватить предмет, который вызывает интерес.
-
По мере взросления, появляются новые условия окружающей действительности. Чтобы научиться в ней существовать, ребенок трансформирует старые способы реагирования. Например, когда начинается прикорм, ребенок приспосабливает сосательный рефлекс к новому способу приема пищи.
-
Ребенок осознает, какие действия приносят ему удовольствие, и пытается их повторить. Также возникают первые страхи по отношению к людям, предметам, которые причиняют неприятные ощущения.
К году все эти навыки трансформируются и совершенствуются. Также возникает новый навык – предвосхищение событий. Появляются первые следственные связи. Например, при виде флакона лекарства или шприца, ребенок начинает плакать, так как знает, что за ними следуют неприятные ощущения.
Заключение
Наблюдать развитие ребенка – это удивительный процесс. Родители всем сердцем желают своим детям самое лучшее, и поэтому так чутко относятся к отслеживанию норм развития. Если ваш ребенок не научился самостоятельно ходить к году или не говорит достаточно слов – это не повод сильно тревожиться. Дайте малышу время, уделяйте ему чуть больше внимания. Любовь и поддержка родителей помогут ему нагнать нормативы, а главное позволят чувствовать счастье и безопасность.
Оцените статью |
|