Чем занять ребенка на даче и 5 лучших игр бонусом

Обновлено: 22.11.2024 13:27:37

Лето для многих людей связано с дачей, тем более в сложившихся сейчас условиях повсеместных ограничений, связанных с пандемией. Когда границы многих стран закрыты, а длительные переезды и множество контактов с людьми в дороге нежелательны.

Каждое лето для ребенка – это «маленькая жизнь», наполненная своими впечатлениями, ощущениями и предвкушениями чего-то нового и необычного. Если правильно обдумать и заранее подготовиться к тому, чем занять детей на даче вполне возможно, что это время станет одним из самых ярких моментов в их пока ещё очень короткой жизни.

Трудовая деятельность

Чем занять ребенка на даче - трудовая деятельность

Начиная приучать ребенка к освоению трудовых навыков на дачном участке можно сформировать у ребенка следующее необходимые качества характера:

  1. осознанное понимание необходимости приложения усилий для получения результатов;

  2. терпения в ожидании плодов своего труда;

  3. уверенность в достижении поставленных целей при настойчивом стремлении к их реализации.

Все навыки и умения должны подаваться ребенку в игровой форме, взрослый должен заинтересовать и вовлечь ребенка в деятельность. Объем предполагаемых занятий трудом на дачном участке должен определяться возрастом и предыдущим опытом ребенка, с учетом его характера, склонностей и желаний. Далее будут перечислены занятия трудовой деятельностью, которые могут быть интересны большинству детей.

  1. Огород. Необходимо выделить ребенку отдельный участок, для его личных грядок. Чем младше малыш, тем меньший объем деятельности нужен сначала. Уже с 3 лет ребенок в состоянии выкопать лопаткой несколько лунок, принести в ведерке земли, посадить и полить семена или рассаду. Для вовлечения в эту деятельность нужно будет обеспечить ребенка его личным инвентарем. Начинать нужно с лейки (дети очень любят возиться с водой), по мере взросления добавляя другой детский инвентарь для огорода, благо в продаже этого добра сейчас множество. По ходу расширения деятельности нужно рассказывать детям, о том, как важно поливать растения, как они растут и в каком уходе нуждаются (прополка, окучивание и т.п.). Всякая теория в этом деле должна переходить к практике.

  2. Сад. Собирание плодов весьма увлекательное и «вкусное» занятие для ребенка любого возраста. Лет с 10 детям нравится лазить с этой целью по деревьям, а также использовать простейшие приспособления для сбора урожая. Помимо этого, примерно с этого же возраста, ребенок может обрезать небольшие ветки, окапывать деревья и участвовать в побелке ствола.

  3. Консервация. Если в вашей семье практикуется изготовление варенья, джемов, пастилы и закатка собственных овощей на зиму из собираемого урожая можно смело привлекать на помощь ребенка. На подсобных работах и подготовительном процессе ему можно найти массу занятий. Следует немного романтизировать процесс рассказав ему как приятно и здорово спрятать «кусочек лета» в банку в виде малинового варенья, соленых помидор и маринованных огурчиков, а потом, холодно зимой, снова почувствовать аромат этого прекрасного лета. Зимой, вкушая с семьёй за обедом плоды своих летних трудов, не забудьте напомнить ребенку и всем присутствующим о его участии в приготовлении того, что оказалось на вашем столе.

  4. Сбор листьев и их засушивание. Собирать можно листья мяты, малины, смородины, вишни. Эти листья засушиваются и зимой из них можно заваривать ароматный чай – воспоминание о солнечном лете, не забывая хвалить детей за приложенные ими усилия.

Все садовые и огородные работы станут интересны детям при соблюдении принципа «вместе – сам». Принцип включен в концепцию раннего развития детей выдающегося психолога начала ХХ века Л.С. Выготского по методу освоения «зоны ближайшего развития». Суть методики заключается в том, чтобы вовлекать ребенка в деятельность предоставляя ему объем выполнения работ который чуть-чуть (совсем немного) превышает его возможности. Участие взрослого в этом, особенно на начальном этапе обязательно. Зато втянувшись ребенок сможет самостоятельно и главное увлеченно проводить на даче множество времени, самостоятельно находя себе занятия и помогая взрослым.

Немало об опыте трудового обучения можно узнать из трудов, незаслуженно забытого сейчас, известного в 20-30-х годах прошлого века педагога Макаренко А.М.

Познавательная и обучающая деятельность

Познавательная деятельность в условиях естественной природы на дачном ландшафте дает возможность детям:

  1. лучше узнать окружающий мир;

  2. научиться основам рыбалки, сбору грибов и ягод и ориентированию в лесу или полях (в зависимости от места расположения дачи);

  3. на практических примерах и в ненавязчивой форме получать азы точных и естественных наук.

Начинать знакомство детей с дачей лучше с обзорной экскурсии по окрестностям. Позже включить такие «экспедиции» в план проведения времени на даче. Прогулки необходимо наполнить содержанием и увлечь ими ребенка. Что же можно сделать, исследуя окружающий дачу мир?

  1. Изучение природы. Обходя окрестности и знакомясь с окружающим ландшафтом можно значительно расширить кругозор ребенка рассказывая о травах, цветах и деревьях, которые будут встречаться, называя их и давая краткое описание. Весьма возможна встреча с многими видами птиц, некоторыми животными и насекомыми. Все, что ребенок увидит в живую, а не на экране и в книге, более четко зафиксируется в его памяти при рассказе ребенку об увиденном им.

  2. Навыки жизни в естественной среде. Юный Робинзон, если заранее рассказать ему кто это вообще, с огромным интересом отнесется к усвоению основ ориентирования на местности. А также несомненно, к сбору и изучению, с последующим поеданием (в зависимости от сезона) дикорастущих ягод и плодов, съедобных трав, кореньев и грибов. Если поблизости есть водоем, а взрослый имеет снасти и опыт рыбалки, весьма вероятно увлечение этим процессом и ребенка.

  3. Изучение точных наук. В зависимости от возраста ребенка прогулка может сопровождаться тренировкой арифметических навыков и счета. Путем подсчета всего что повстречается на пути (птички, деревья, цветочки и т.п.) и примеров с их сложением и вычитанием. Также можно делать изображение цифр из камней, листиков или просто прутиком на песке.

Для детей постарше можно давать знания сторон света и других географических понятий, основ астрономии, некоторых познаний из биологии, ботаники и зоологии и немного из физики. Такая информация, наложенная на позитивные эмоции, станет базой для получения школьных знаний в будущем.

Творческая деятельность

Лепка из пластилина для детей

Широкий спектр для развития творческих начал детей раскрывает возможность их пребывания на даче. Возможность изготовления «произведений искусства» от самого сбора материала для них до конечного результата. При этом процесс может распространяться и в домашние условия, когда дачный сезон заканчивается, а рукоделие на основе собранного материала можно продолжать.

  1. Гербарии. Находясь на даче можно собрать большой гербарий цветов и листьев растений и аккуратно из засушить. В современных отделах творчества можно приобрести стенды и альбомы для гербариев и даже специальные комплекты с пояснениями и инструментами для правильного препарирования растений и специальной бумагой. Также альбомы содержат специальные отделения для фотографий, куда рядом с работой можно поместить фото того места, где, гербарий был собран.

  2. Картины из засушенных цветов и трав. Их можно считать продолжением темы гербария, только в этом случае он оформляется на специальной бумаге и помещается в рамку. Такими картинами можно украсить дачный домик, а лучшие работы разместить дома в детской, как память о солнечном лете.

  3. Плетение венков. Абсолютно бюджетный, увлекательный и красивый способ занять ребенка рукоделием. После изготовления венков следует не забывать проводить фотосессию, для «увековечивания» этой естественной красоты на голове юных дарований и их родителей.

  4. Изготовление поделок. В ход пойдут шишки, интересные коряги, желуди, птичьи перья и другой природный материал собранный в «экспедициях» по окрестностям. С помощью соответствующей информации из интернета, фантазии и творческих желаний можно посвятить много времени производству «шедевров народного творчества», с переносом этого занятия на постоянное место жительство после дачи.

  5. Строительство. Здорово может увлечь ребенка создание на дачном участке собственного «жилища» или «тайного убежища». Это может быть шалаш, индейский вигвам, «пещера» из коробок или домик на дереве. Всё зависит от возраста детей, «технических возможностей» для решения задачи, поддержки взрослого и полета фантазии ребенка.

  6. Рисование. Очень правильно и хорошо рисовать на даче мелками и, если для этого нет достаточно асфальта подойдет забор или ворота гаража, а потом детям будет очень весело и занимательно смывать своё творчество водой из шланга.

  7. Песочница. Игры в песке и песком, в импровизированной песочнице на даче очень понравятся малышам. Этому занятию они могут уделять много минут и даже часов своего беззаботного времени.

Ещё об играх, которые можно организовать детям на даче

  1. Поиск клада. В зависимости от возраста ребенка ставится задача найти «клад», если ребенок мал, достаточно спрятать на небольшом участке дачной местности какие-то мелкие предметы (конфеты, мелкие игрушки и пр.) и предложить ему их найти. Если ребенок постарше можно составить «карту Острова сокровищ» или несколько карт для поиска «клада» от одной точки к другой, с усложнением, в виде выполнения определенных заданий на промежуточных «точках» поиска.

  2. «Мокрая пиньята». В один или несколько непрозрачных воздушных шаров помещают герметичное закрытые шоколадки («Сникерс», «Баунти» и т.п.), шары наполняют водой и подвешивают на дерево. Участник с завязанными глазами должен разбить шар, и в случае удачи получает приз – шоколадку. Если же не повезло, что же, - все равно будет приятно освежиться в жаркий полдень.

  3. Водяное «бомбометание». Небольшие воздушные шарики наполняются водой, так, чтобы шарик помещался ребенку в ладошку. Ребенок, с вашей помощью, готовит «боеприпасы», которые складывает в таз или большую чашку. После этого можно назначить, а можно изготовить цель в виде пугала или изображения «бяки – буки» на заборе или воротах гаража, установить дистанцию и начинать метание. Должно получиться весело.

  4. Стремянка – мишень. Эта игра имеет ещё и арифметическую нагрузку. Потребуется стремянка, между ступенями которой размещаются листы бумаги с цифрами о 1 до 5 или десятками от 10 до 50. Верхний край листа прикрепляется скотчем, нижний в свободном положении. С установленной дистанции ребенок кидает в них теннисный мяч. Если в игре принимает участие один ребенок устанавливается необходимая сумма балов, по достижению которой он получит приз, превышение установленной суммы приводит к «сгоранию» балов и счет возобновляется. Если детей двое и больше игра идет на количество бросков, набравший максимальное количество балов за установленное количество бросков становится победителем. В соревновательном варианте за неимением других детей может участвовать и взрослый.

  5. Дартс. Универсальная игра с элементами арифметики, подходит для совместной игры детей и взрослых как на участке, так и в домике (в случае) плохой погоды. Можно взять традиционные правила игры (прочитав в интернете), а можно поиграть на количество очков полученное при ограниченном количестве бросков в мишень. Набравший меньше всех будет мыть посуду.

Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А.С. Макаренко «Книга для родителей» ; материалов с сайтов и родительских форумов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...