9 самых известных картин Пабло Пикассо

Обновлено: 22.11.2024 10:22:59

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Пабло Пикассо – один из самых известных, «плодовитых» и дорогих художников. Гений со своим собственным стилем, создатель кубизма. Знаменитый испанец был не только мастером живописи: ему удалось реализовать себя в графике, декоре, керамике и прочих направлениях искусства. Творческий гений работал не покладая рук, создав за долгие годы огромнейшее количество произведений: по собственным подсчетам Пикассо, их было более 50000. Вашему вниманию самые известные картины испанского художника, некоторые из которых стали культовыми.

Великий гений кубизма: 9 самых известных картин Пабло Пикассо

Номинация место произведение рейтинг
Обзор самых известных картин Пабло Пикассо      9 «Авиньонские девицы», 1907 год      4.2
     8 «Герника»      4.3
     7 «Две сестры», 1902 год      4.4
     6 «Первое причастие», 1896 год      4.5
     5 «Старый гитарист», 1903-1904 годы      4.6
     4 «Девушка перед зеркалом», 1932 год      4.7
     3 «Плачущая женщина», 1937 год      4.8
     2 «Дора Маар с кошкой», 1941 год      4.9
     1 «Обнаженная, зеленые листья и бюст», 1932 год      5.0


«Авиньонские девицы», 1907 год

Рейтинг: 4.2

Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк

Именно с этого полотна в жизни великого художника начался новый творческий этап, ознаменовавшийся для всего мира появлением нового направления в живописи – кубизма. Богема Парижа оценила картину довольно неоднозначно. Были те, кто принял полотно с восторгом: в их числе оказался Жорж Брак, настолько пораженный увиденным, что, вдохновившись, написал свою знаменитую «Обнаженную».

Но были и те, кто оказался ярыми противниками «Авиньонских девиц». Среди них – Матисс, который изначально увидел в картине начало новой эпохи в изобразительном искусстве. Но впоследствии из ревности отошел в сторону противников.

История создания «Авиньонских девиц» связана с тяжелой полосой в личной жизни Пикассо: на тот момент он уже 9 лет состоял в отношениях с Фернандой Оливье и начал тяготиться ими. Результатом стали его попытки проверить чувства посторонними связями. По одной из ключевых версий, в сюжет картины положены воспоминания художника о борделе Готического квартала Барселоны. На полотне изображены пять обнаженных женщин. Две из них – с лицами, напоминающими африканские маски. Картина написана в розово-голубых тонах: напоминание о «розовом» и «голубом» творческих периодах гения.

В 2007 году издание Newsweek определило полотно как «самое влиятельное произведение искусства за последние 100 лет».

«Герника»

Рейтинг: 4.3

Местонахождение: Музей королевы Софии, Мадрид

Полотно было написано за рекордно короткий срок – менее 1 месяца, но при этом стало одним из культовых в творчестве знаменитого художника. Примечательно, что в свое время картина не нашла особого отклика не только среди простых обывателей, но даже среди искусствоведов. Основные образы «Герники» – женщина со светильником, растерзанная лошадь, поверженный всадник и мать, несущая мертвого ребенка на руках.

Жуткие, истерзанные образы, воплощенные в абстрактной форме, подчеркивают ненависть фашистов ко всему живому и ярко передают ужас войны. Примечательно, что написана «Герника» была за несколько лет до того, как началась чудовищная в своей масштабности и жестокости мировая война. А главной причиной создания произведения стал налет подразделения люфтваффе на город Герника в период гражданской войны в Испании. За 3 часа немцами было сброшено несколько тысяч бомб на крохотный городок с 6-тысячным населением. Герника горела в течение 3 суток.

При внимательном взгляде на полотно возникает ощущение близости боевых действий, криков боли, страдания и проклятий. Картина – воплощение гнева и страхов войны, это предостережение для будущих поколений. Ее суть – отражение страданий людей, животных и трансформация их под воздействием хаоса и насилия.

«Две сестры», 1902 год

Рейтинг: 4.4

Местонахождение: Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Полотно было создано в тот период, когда художник много путешествовал между Парижем и Барселоной и переживал далеко не самый лучший период в своей жизни. Он сильно бедствует, к тому же в это время неожиданно уходит из жизни его лучший друг Касахемос, решив покончить с собой. Все полотна тех лет и «Две сестры» в том числе наполнены опустошенностью, болью, одиночеством.

Немалое влияние на Пикассо в те годы оказывала и общественный климат эпохи, резкие социальные контрасты Барселоны, в которой то и дело вспыхивали анархические идеи с революционным уклоном. Всюду мелькали независимые настроения, все стремились к свободе, униженным и оскорбленным искренне сочувствовали.

Пикассо в первые годы 20-го века активно посещает приюты, психиатрические лечебницы, ища персонажи для своих полотен: нищих, обездоленных людей, от которых отвернулось общество. Все они нашли отражение в картинах Пабло Пикассо. Полотно «Две сестры» стало первым в целой череде работ того непростого для художника периода.

В центре сюжета – встреча проститутки и монахини. Две фигуры практически обнимаются в немом порыве: в их силуэтах чувствуется печаль, страдание, молчаливое согласие и нежность. Одеяния обеих фигур выполнены в одной цветовой гамме. Они символизируют мир боли, одиночества, безмолвия.

В картине можно заметить легкие штрихи, схожие со средневековым искусством: строгость, выразительность формы и пластика четко прослеживаются в изображенном сюжете. Впрочем, это было характерно для всех полотен «голубого периода» в творчестве Пикассо. В то время он ориентировался на Эль Греко: образы его картин были возвышенными, психологически выразительными, цвета символичными.

«Первое причастие», 1896 год

Рейтинг: 4.5

Местонахождение: Музей Пикассо, Барселона

В 1885 году Пабло Пикассо вместе с семьей переезжает в испанскую столицу, где поступает в Школу изящных искусств. Гарнело Альда – один из преподавателей молодого дарования – довольно известный испанский художник (специалист по академическому историческому жанру) имел множество необходимого реквизита для создания картин на подобную тематику. И отец посоветовал Пабло воспользоваться имеющимся «инструментом» – создать картину для участия в Выставке изящных искусств.

15-летний Пикассо внял совету и написал настоящий шедевр. Полотно «Первое причастие» было написано в реалистичной манере, причем с четкой передачей мельчайших деталей. На картине изображена сестра художника и его родители. В жизни девочки происходит важный момент, к которому каждый ребенок тех лет готовился целый год: первое причастие. Это – очень волнительное событие, и Пикассо удалось точно предать весь трепет и таинство происходящего: все можно увидеть на лицах присутствующих.

Примечательно, что сам испанский гений не отличался набожностью, но при этом ему удалось невероятным образом передать как в «Первом причастии», так и в других работах учебного периода таинство и серьезность религиозных сюжетов.

Первые картины мастера кубической живописи стали ценной пищей для его творческого роста, формируя его индивидуальный стиль и художественное ощущение. Спустя многие годы автор множества книг и статей о Пикассо Пьер Дэкс спросил великого кубиста, о том не жалел ли он, что писал картины, подобные «Первому причастию». На это художник ответил, что подобное мнение далеко от истины: «для меня тогда это было очень важно».

«Старый гитарист», 1903-1904 годы

Рейтинг: 4.6

Местонахождение: Институт искусств, Чикаго

Картина считается одной из самых ярких произведений испанца из «голубого периода» его творчества. Создавал ее художник, будучи в испанской столице. Это время совпало с одним из тяжелых периодов его жизни: он жил в нищете, еще никому не известный и находился в сильном духовном смятении после самоубийства своего лучшего друга Карлоса Касагемаса. Именно после смерти Касагемаса в творческой жизни Пабло начался «голубой период».

Пикассо рискнул отказаться от академической живописи и находился в поиске своего собственного, индивидуального стиля. Всего его работы того периода были пронизаны безысходностью, меланхолическим настроением. В портретных образах преобладали нищие, обездоленные, презираемые обществом и больные люди. Холсты зачастую передавали душевное состояние самого художника.

«Старый гитарист» – изображение слепого музыканта, который держит в руках гитару – единственное, что имеет смысл в его жизни. Даже цветовое оформление намекает на состояние души человека: все выполнено (в том числе сам образ) в бледно-голубой гамме, и только гитара зрительно выделяется на общем фоне.

Старый музыкант изображен в неудобной позе, скрестив босые ноги. Фигура его выглядит слегка угловато, преувеличенно удлиненно, как и руки. Это манера, свойственная художнику 16-го века Эль Греко. Фактически – своеобразная дань уважения мастеру, которым Пикассо восхищался.

В 1926 году полотно приобрел Чикагский музей искусств, что стало переломным моментом в жизни испанца: это была его первая работа, приобретенная музеем в качестве постоянного экспоната. Не так давно были сделаны рентгеновские снимки картины, показавшие еще одну картину под слоем краски: изображение кормящей обнаженной женщины, а также корова с теленком. Это связано с тем, что пока Пикассо жил в нищете, он часто переписывало картины на старых полотнах из экономии средств.

«Девушка перед зеркалом», 1932 год

Рейтинг: 4.7

Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк

На этом полотне испанского художника изображена его молодая любовница и муза Мария-Тереза Вальтер. Главный мотив картины имел несколько трактовок. По одной из них, на полотне четко показан переход молодой невинной девушки к этапу взросления и превращение ее в женщину, осознающую свою сексуальность. Либо же здесь изображено две сущности Марии-Терезы – дневная и ночная. Согласно другой интерпретации, девушка стоит перед зеркалом, видя в нем свое темное отражение, скрытую суть, неизвестную внешнему миру.

При создании полотна художник использовал преимущественно интенсивные цвета, дополненные менее яркими оттенками, что позволило добиться визуального баланса. Яркие красочные узоры словно вступают в диалог с центральным изображением – девушкой, которая смотрит на свое зеркальное отражение. Лицо ее выполнено из двух кардинально разных половин: одна – грустная, сосредоточенная, другая – словно маска, но яркость красок говорит о переживаемой буре чувств.

Профильная сторона лица выполнена в нежном розовато-лавандовом оттенке, слегка напоминает полумесяц, выглядит невинно-детской. Фронтальная же часть зачастую ассоциируется со зрелой женщиной, приукрашенной макияжем. Вероятно, Вальтер изображена на картине беременной. Об этом говорит большой и устойчивый живот, хотя он может выступать здесь символом плодородия. Руки девушки устремлены к зеркалу: она словно поглощена своим отображением и хочет дотронуться до него, одновременно влекомая им и страшащаяся.

В 2011 году картина была исследована с помощью рентгеновских лучей на предмет обнаружения скрытых изображений. Дело в том, что холст изобилует частями, покрытыми мощным слоем краски, что свидетельствует о многократной переработке произведения. Как оказалось, первоначальный образ музы Пикассо имел более натуралистичное изображение: она стояла спиной к зрителю, обратив к нему плавные изгибы своих бедер.

«Плачущая женщина», 1937 год

Рейтинг: 4.8

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон

Пикассо некоторое время был увлечен темой плачущей женщины и неоднократно воплощал в жизнь этот образ в своих картинах. Полотно «Плачущая женщина» 1937 года считается самой сложной из серии. Выполненная в стиле аналитического кубизма картина (в этот период художник только начал переход к направлению в искусстве, ставшем впоследствии культовым) от многих других отличается невероятным реализмом.

Холст считается для испанской живописи знаковым и в теперешнее время, символизируя ярко выраженную антивоенную тему. Это был своеобразный ответ террору, воплощенный в живописи. Началось все с полотна «Герника», на котором изображен ужас войны, обрушившейся на жителей небольшого одноименного городка в период гражданской войны в Испании. Затем последовала целая серия картин, на которых изображались плачущие женщины, основанные на одной из фигур «Герники».

Для всей серии полотен моделью стала возлюбленная на тот момент и муза художника – Дора Маар – профессиональный фотограф и ведущий сюрреалист 30-х годов. Именно она оказала значительное влияние на формирование политического сознания Пикассо.

«Плачущая женщина» с платком в руках – универсальный образ душевной боли и страдания. Выполнен в виде собранных воедино угловатых фрагментов, в некоторых местах перекрывающих друг друга. Отчего создается впечатление, словно портрет писался одновременно с нескольких ракурсов. Характер работы исключительно плоский, поскольку художник не делал попыток придать изображению глубину: здесь не использовалась ни светотень, ни линейная перспектива и пр.

Главная интерпретация картины – тема гражданской войны в Испании. Изображенная на картине женщина одета формально, будто на похоронах, а ее лицо выражает душераздирающую боль и скорбь. Она словно переживает все те ужасы, которые выпали на долю людей, пострадавших от военных действий.

Использованная при создании полотна цветовая гамма, остается не до конца растолкованной. Дело в том, что обычно для придания образу драматичности Пикассо использовал монохромную гамму: здесь же включено сразу несколько основных цветов, дополненных вспомогательным синим, оранжевым, красным и пр.

«Дора Маар с кошкой», 1941 год

Рейтинг: 4.9

Местонахождение: Частная коллекция

Этот портрет, безусловно, можно считать самым необыкновенным изображением Доры Маар, которая на протяжении 10 лет была возлюбленной, моделью и музой великого испанского основателя кубизма. Картина создавалась в тот период, когда Пикассо находился в оккупированном немцами Париже. На тот момент в отношениях двух любовников уже наметился явный разлад.

Полный абстракционных элементов портрет стал для самого Пикассо способом выражения переполнявших его тогда эмоций. Как он признавался позже, Дора Маар была для него «персонификацией войны» в тот момент, когда он писал ее портрет. За 9 лет совместной жизни Генриетта Теодора (именно так на самом деле звали любовницу Пикассо) была изображена художником на огромном количестве полотен. Зачастую образы выглядели враждебно: Дора Маар напоминала меланхоличную, а порой даже безумную женщину с неестественными глазами, искаженными чертами лица, странными позами.

Примечательно, что «Дора Маар и кошка» считается наименее агрессивным портретом из всех существующих: именно в этом изображении раскрывается многогранная и таинственная любовница великого гения. Модель изображена сидящей на деревянном стуле, который больше напоминает трон, а ее поза – позу богини. Яркая палитра красок и резкие линии платья создают особую атмосферу, некое ощущение, будто Дора правит этим небольшим замкнутым пространством.

Красивое лицо Доры художник превратил в деформированную карикатуру: ухо оказалось под глазом, рот блуждает в искривленной улыбке. Сзади модели изображена черная кошка. Примечательно, что сама Дора не любила представителей кошачьих. Соединив портрет любовницы с кошкой, Пикассо создал комбинацию женской хитрости и сексуальности. Не зря он сам иногда называл свою музу «афганской кошкой».

Портрет «Дора Маар с кошкой» считается не только самым ценным полотном с изображением любовницы художника, но и одной из самых дорогих картин в мире. В 2006 году на аукционе Sotheby’s ее приобрел анонимный поклонник творчества испанского гения за колоссальную сумму – 95216000 долларов. Считается, что им был грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили.

«Обнаженная, зеленые листья и бюст», 1932 год

Рейтинг: 5.0

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон/частная коллекция

30-е годы считаются самым сексуальным периодом в жизни Пикассо: именно тогда он встретил самую большую страсть его жизни – молодую француженку Марию-Терезу Вальтер. В момент знакомства с будущей пассией художник был официально женат на русской балерине Ольге Хохловой. Мария-Тереза стала той живительной влагой, в которой Пикассо нуждался, находясь в раздражающей, «пустынной» обстановке.

Вальтер была практически воплощением мечты для художника, подпиткой для его творчества, привнесла в жизнь Пикассо нотку риска, маскарада, высвободила его плотские желания. Он часто изображал ее обнаженной на многочисленных полотнах. На протяжении всех 8 лет этой запретной связи испанец создал множество картин, гравюр, скульптур с изображением возлюбленной.

«Обнаженная, зеленые листья и бюст» – безусловно, ярчайшее художественное произведение испанского художника, созданное в период между мировыми войнами и одно из лучших за 1932 год. Работа считается одной из самых сложных среди всех созданных изображений Марии-Терезы и представлена тремя составляющими.

Первая – мифическая Дафна – прекрасная и невинная нимфа, возлегающая в доступной позе и находящаяся в глубоком сне. Ее гладкая кожа имеет необычный лавандовый оттенок. Вторая часть картины – бюст, чья текстура похожа на штукатурку. И, наконец, третий элемент – растение филодендрон, словно прорастающий из плодородного тела Вальтер. Присутствует на картине и сам художник: он представлен в виде неразличимого с первого взгляда темного силуэта, который словно охраняет свою музу и господствует над ней.

Начиная с 1951 года, картина находилась в частной коллекции четы американских коллекционеров Броуди, и лишь после их смерти была выставлена на аукционе. Это произошло в 2010 году. Полотно было продано за невероятную сумму в 106482500 долларов неизвестному счастливчику.

Хотя официально информация не подтверждена, считается, что владельцем картины стал российский миллиардер Роман Абрамович. В 2011 году владелец ценного полотна согласился выставить его в музее на всеобщее обозрение: картина «Обнаженная, зеленые листья и бюст» была передана британскому музею Тейт в 2-годовую аренду.


Оцените статью

 
Всего голосов: 1, рейтинг: 5
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...