15 самых известных картин русских художников

Обновлено: 22.11.2024 10:22:59

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Живопись можно назвать одной из важнейших составляющих культуры России. Величественные пейзажи, исторические события, портреты знаменитых личностей и простых людей, художественные сюжеты - все это нашло свое отражение в работах выдающихся художников. Многие из них благодаря выдающемуся таланту и трудолюбию стали известны не только на родине, но и во многих других странах мира. В этой подборке мы рассмотрим пятнадцать наиболее узнаваемых шедевров российских мастеров живописи.

Обзор самых известных картин русских художников

Номинация место Произведение рейтинг
Обзор самых известных картин русских художников      1 "Витязь на распутье", Виктор Васнецов      5.0
     2 "Запорожцы", Илья Репин      4.9
     3 "Всадница", Карл Брюллов      4.9
     4 "Демон сидящий", Михаиль Врубель      4.8
     5 "Явление Христа народу", Александр Иванов      4.8
     6 "Неравный брак", Василий Пукирев      4.7
     7 "Грачи прилетели", Алексей Саврасов      4.7
     8 "Охотники на привале", Василий Перов      4.7
     9 "Богатыри", Виктор Васнецов      4.7
     10 "Девочка с персиками", Валентин Серов      4.7
     11 "Последний день Помпеи" Карл Брюллов      4.6
     12 "Бурлаки на Волге", Илья Репин      4.5
     13 "Боярыня Морозова", Василий Суриков      4.5
     14 "Неизвестная", Иван Крамской      4.5
     15 "Утро в сосновом лесу", Иван Шишкин и Константин Савицкий      4.5


"Витязь на распутье", Виктор Васнецов

Рейтинг: 5.0

"Витязь на распутье", Виктор Васнецов

Фото: Viktor Mikhailovich Vasnetsov, Public domain, via Wikimedia Commons

Картина "Витязь на распутье" стала переломным моментом в жизни художника Васнецова, определив дальнейшее направление развития его творчества. До этого он уже был известен в качестве художника-передвижника, но успех полотна побудил его посвятить множество дальнейших работ русской былинной тематике. Идея для написания данной картины появилась в начале 1870-х годов, тогда Васнецов после прочтения сюжета "Илья Муромец и разбойники" создал первые эскизы. Но окончательный вариант, дошедший до нашего времени, был завершен лишь в 1882 году. Изображенный на переднем плане витязь застыл в раздумье перед камнем, надпись на котором гласит: "Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному". Дальнейшая часть надписи, говорящая о том, что "направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти" частично истерлась, частично заросла мхом. Так автор полотна хотел образно показать безысходность пути витязя, ведь его судьба только в сражениях на поле боя. Общий драматический характер композиции подчеркивается лежащими останками другого всадника и лошади, а также черными воронами. Интересная деталь - в руках всадник держит пехотное копье, это символизирует готовность богатыря биться пешим, даже после потери своего боевого коня.

"Запорожцы", Илья Репин

Рейтинг: 4.9

"Запорожцы", Илья Репин

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Поскольку Илья Репин родился и вырос в Чугуеве, Харьковской губернии, он живо интересовался историей Украины, ее обычаями и в частности казачеством. Поэтому услышав на светском приеме от историка Дмитрия Яворницкого о письме запорожских казаков турецкому султану, он сразу же решил запечатлеть это событие на полотне. Согласно легенде, в конце XVII века после поражения войском Сечи 15-тысячной армии турков султан Махмуд IV отправил послание запорожским казакам, в котором нарек себя "наместником божьим" и приказывал добровольно сдаться. В ответ свободолюбивые казаки под руководством атамана Ивана Сирко сочинили ироничное письмо, изложив в нем весь свой запас оскорбительных метафор и нецензурной лексики. Получил ли великий турецкий "брат солнца и луны" это уникальное сочинение эпистолярного жанра, неизвестно, но зато оно навсегда осталось в истории. Перед тем, как приступить к работе над картиной, Репин отправился в Украину, чтобы досконально изучить культуру казачества Запорожской Сечи. Благодаря этому и общая атмосфера и отдельные детали, такие как оружие и одежда, соответствуют реалиям описываемого времени. Художник окончил свое произведение в 1891 году, спустя 13 лет после создания первого наброска карандашом. Полотно приобрел за большую сумму император Александр III, позднее оно удостоилось золотых наград на выставках в Германии и Венгрии.

"Всадница", Карл Брюллов

Рейтинг: 4.9

"Всадница", Карл Брюллов

Фото: Karl Bryullov, Public domain, via Wikimedia Commons

Одним из лучших представителей русского романтизма по праву считается Карл Брюллов. Его портрет "Всадница" восхищает детальностью, идеальными пропорциями, сочетанием экспрессии и безмятежности. Картина была написана в 1832 году для графини Юлии Самойловой, с которой Брюллов познакомился в Риме. Девушка на лошади и выбежавшая ей навстречу девочка в розовом - это Джованнина и Амацилия, воспитанницы графини. Художник мастерски передал динамику сюжета, все действующие персонажи на полотне находятся в движении. Кроме того, он умышленно выбрал контрастные тона, что позволило визуально подчеркнуть образ всадницы. После того, как работа над картиной была закончена, ее представили на выставке в Академии изящных искусств Брера, находящейся в Милане. Итальянцы пришли в восторг от творения русского художника, искусствоведы ставили его в один ряд с ван Дейком и Рубенсом, заявив что мир еще не видел настолько искусно выполненного конного портрета. Дальнейшие годы картина находилась в личной коллекции графини Самойловой, вплоть до 1893-го, когда ее выкупили для Третьяковской галереи.

"Демон сидящий", Михаиль Врубель

Рейтинг: 4.8

"Демон сидящий", Михаиль Врубель

Фото: Mikhail Vrubel, Public domain, via Wikimedia Commons

Образ сидящего печального демона Врубелю навеяла поэма Лермонтова "Демон", к юбилейному изданию которой художник создал тридцать иллюстраций. Главный персонаж картины сочетает в себе огромную мощь, подчеркнутую мускулистым напряженным телом, и душевные страдания, отчетливо выраженные на его лице. Сидя на вершине горы, молодой гигант с тоской наблюдает разгорающийся закат в живом мире, частью которого он сам не является. Демон окружен причудливыми скалами и неземными цветами, которые выглядят скорее как кристаллы. Этот мертвый пейзаж дополняет меланхолическое настроение, создаваемое образом персонажа и его предысторией, известной из поэмы. Любопытно, что демон облачен в синюю одежду, которая традиционно ассоциируется с благородством и божественностью, в синих одеждах часто изображают Иисуса Христа. Этот цвет выбран не случайно, он говорит о небесном происхождении героя полотна. В понимании автор демон не является отрицательным персонажем, а скорее символом мятежной души, не находящей ответа на свои сомнения. Будучи не только талантливым живописцем, но и скульптором, Врубель создал картину в своем любимом граненом стиле, благодаря чему она немного напоминает витраж. Для достижения подобного эффекта художник наносил плоские крупные мазки с помощью мастихина.

"Явление Христа народу", Александр Иванов

Рейтинг: 4.8

"Явление Христа народу", Александр Иванов

Фото: Александр Андреевич Иванов, Public domain, через Викисклад

Увлечение библейскими сюжетами Иванова началось еще на ранних этапах творчества и целиком поглотило его после приезда в Рим. Там художник изучал священные тексты, перерисовывал шедевры Микеланджело и все чаще думал над идеей создания собственного полотна, которое должно было стать средством передачи христианских идей через искусство. Начав работу над картиной в 1837 году, он закончил ее целых 20 лет спустя. Подход Иванова был очень новаторским для своего времени, поскольку подразумевал отступление от канонов академизма и акцентирование внимания зрителя на эмоциональной составляющей. Для сюжета было выбрано одно из важнейших библейских событий, описанное в первой главе Евангелия от Иоанна - первое появление Христа перед верующими. В процессе написания своего произведения художник сделал около шести сотен этюдов, большинство из них впоследствии разошлись по музейным и частным коллекциям. Каждый персонаж полотна тщательно прорабатывался, некоторые для реалистичности образа имели реальных прототипов. К примеру, человек с выразительным взглядом, стоящий в пол-оборота к Мессии был срисован с Николая Гоголя. Путник с посохом, сидящий вблизи Иоанна - это сам Иванов. А вот основой для облика Иисуса послужили рисунки палермской мозаики, скульптура Аполлона Бельведерского и... женское лицо. После завершения полотна художник привез его в Санкт-Петербург на корабле. Что интересно, из-за своего большого размера (750 на 540 сантиметров) картина не вместилась в трюм и пришлось разместить ее прямо на палубе. К большому разочарованию Иванова, труд всей его жизни не впечатлил современников, он был слишком глубоким и новаторским для того периода. Однако после смерти живописца картина была куплена самим императором Александром II, позднее подарившем ее Румянцевскому музею.

"Неравный брак", Василий Пукирев

Рейтинг: 4.7

"Неравный брак", Василий Пукирев

Фото: Vassili Vladimirovich Pukiryov, Public domain, via Wikimedia Commons

Василий Пукирев за свою жизнь создал немало картин в различных жанрах: пейзажи, портреты, исторические сюжеты, но лишь одна из работ обеспечила ему всеобщую известность. Это конечно же, полотно "Неравный брак", написанное в 1862 году. Оно ярко освещало актуальную в то время проблему бесправного положения молодых девушек, которых выдавали замуж по договоренности за нелюбимых, но обеспеченных и чаще всего старых женихов. Практически каждый второй брак заключался из соображений финансовой выгоды либо положения в обществе. На картине образ жениха резко контрастирует с портретом невесты: он выглядит надменным и хладнокровным, она же едва держится, чтобы не заплакать или не упасть в обморок. На заднем плане мужчины в возрасте, очевидно друзья жениха, бесцеремонно разглядывают невесту, явно одобряя выгодное "приобретение". Особого внимания заслуживает стоящий со скрещенными руками молодой мужчина с правой стороны, крайне похожий на самого Пукирева. По свидетельствам современников, художник черпал вдохновение в своей личной драме, а прообразом для юной невесты послужила Прасковья Варенцова, девушка в которую был влюблен Пукирев, и которая вышла за богатого пожилого чиновника. Представленная на выставке в Санкт-Петербурге, картина на злободневную тематику сразу же привлекла внимание общественности. Вскоре за эту работу Василию Пукиреву присвоили звание профессора живописи.

"Грачи прилетели", Алексей Саврасов

Рейтинг: 4.7

"Грачи прилетели", Алексей Саврасов

Фото: Алексей Кондратьевич Саврасов, Public domain, через Викисклад

Будучи одним из художников-передвижников, Саврасов в своих работах уделял много внимания русским пейзажам. Своих знаменитых "Грачей" он написал в 1871 году, после поездки в село Молвитино (теперь Сусанино) Костромской губернии. Именно Молвитинская Воскресенская старинная церковь (построенная в XVII веке) стала прообразом храма на картине. Весь сюжет крайне незамысловат, но он отлично передает состояние природы, предшествующее скорому наступлению весны в деревне. На полотне отсутствуют яркие цвета, наоборот преобладают серый и коричневый оттенки, царят спокойствие и будничность. Центральными персонажами конечно же, являются грачи, часть из них еще находится в движении, но остальные уже успели облюбовать себе места на деревьях. Вернувшиеся на родину грачи - предвестники тепла. На весеннее настроение намекает и проталина со стоящей водой и чистая синева неба, пробивающаяся сквозь тучи. Изображая грачей, Саврасов намеренно сделал их чуть больше, пожертвовав реалистичностью в угоду символизму. От темных силуэтов птиц веет мистицизмом, их образ невольно напрашивается на сравнение с воскресением после "мертвого" зимнего сна. Религиозный смысл прослеживается и в других частях полотна: за деревьями находится верба, ветки которой традиционно служили на Руси для празднования Вербного воскресенья. В процессе создания художник применял сложную технику живописи с комбинированием различных методов нанесения красок, применял цветной грунт, лессировку и так далее. Готовую картину сразу же приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков, который представил ее широкой публике на выставке в Москве.

"Охотники на привале", Василий Перов

Рейтинг: 4.7

"Охотники на привале", Василий Перов

Фото: Vasily Perov, Public domain, via Wikimedia Commons

Данная картина была написана Перовым на этапе его поздней творческой деятельности, в 1871 году. В это время художник постепенно ушел от изображения трудного крестьянского быта, предпочитая менее пессимистические сюжеты. Действующими лицами на полотне являются три охотника, расположившиеся на отдых посреди поля. Самый старший из них, судя по внешнему виду дворянин, увлеченно ведет рассказ, активно жестикулируя для большей убедительности. Новичок затаив дыхание, слушает его, он настолько впечатлен охотничьими байками, что даже забыл про тлеющий в руке огонек, которым собирался поджечь папиросу. Третий персонаж, одетый в крестьянскую одежду, слушает с иронической ухмылкой и отчетливым скептицизмом на лице. Такие россказни очевидно ему давно не в новинку. Фоном служит невзрачный осенний пейзаж, что позволило живописцу сосредоточить внимание на главных фигурах произведения. За очевидной комичностью ситуации скрыт глубокий смысл: охотники олицетворяют этапы жизненного цикла человека, проходящего через восторженную юность, опытную недоверчивую зрелость и старость, идеализирующую воспоминания прошлого. Автор полотна, сам заядлый охотник, детально и точно изобразил дичь, оружие, а также инвентарь. Однако предназначенный для охоты с гончими рожок, в то время как самих гончих нигде не видно и лежащие вместе лесная птица с зайцем-русаком вызывают недоумение. Все просто - таким образом Перов подшучивает над знающим зрителем, давая понять что и сам он, подобно пожилому рассказчику, не прочь приукрасить действительность.

"Богатыри", Виктор Васнецов

Рейтинг: 4.7

"Богатыри", Виктор Васнецов

Фото: Viktor Mikhailovich Vasnetsov, Public domain, via Wikimedia Commons

Фольклорная тематика пользовалась большой популярностью среди русских живописцев второй половины XIX века, но для большинства она стала лишь отдельной вехой в поисках своего направления искусства, недолгим увлечением. Другое дело Виктор Васнецов, посвятивший всю жизнь выражению славянских былин и эпосов на холсте. Вершиной его творчества считается картина "Богатыри", воплотившая в себе весь дух русского народа, каким его представлял себе художник. Начав работу с небольших набросков в 1881 году, он усердно трудился, собирая по крупицам мифы, предания и реальные исторические факты. Итогом стал настоящий шедевр, прославивший Васнецова на много поколений вперед. Полотно изображает трех всадников-богатырей: в центре Илья Муромец, по правую руку от него Добрыня Никитич, а слева Алеша Попович. Их образы все вместе олицетворяют собой созидательную силу Руси, и положительные качества живущих на ней людей. От Муромца веет мудростью и вековыми традициями, Добрыня воплощает гордость защитника родных земель, ну а молодой Алеша Попович с гуслями являет собой поэтичность, чуткость к любым проявлениям красоты. Могучие фигуры витязей стоят будто три горы, уверенно и грозно. Они пристально осматривают "не притаился ли где враг коварный, не обижают ли где слабого". Затянутое тучами небо над их головами и виднеющиеся вдалеке серые глыбы могильников создают ощущение приближающейся опасности. Хотя сама картина и представляет собой фантазию художника, стоит отметить, что все элементы одежды, сбруи и оружия изображены весьма достоверно и соответствуют подлинным прототипам своего времени. По окончании работы над огромным полотном (размером почти четыре с половиной на три метра) его купил Павел Третьяков для своей галереи.

"Девочка с персиками", Валентин Серов

Рейтинг: 4.7

"Девочка с персиками", Валентин Серов

Фото: Valentin Serov, Public domain, via Wikimedia Commons

Свою самую известную картину Серов написал в возрасте 22-х лет, причем идея для этого портрета пришла совершенно случайно, когда он гостил в Абрамцево, в имении Мамонтова. С дочерью хозяина Верой Мамонтовой художник был знаком давно, но однажды увидев эту 11-летнюю девочку сидящей за столом с персиком в руке он вдруг понял, какой именно портрет хочет написать и кто должен стать натурщицей. Самым трудным было уговорить непоседливого ребенка ежедневно позировать в летнее время, причем не день и не два, ведь на создание полотна ушло целых пару месяцев. В итоге получился живой и яркий образ, который производит обманчивое впечатление выбранного наугад момента из повседневной жизни, будто девочка присела за стол всего на минуту. Скучный фон окружающей обстановки составляет контраст со смуглым и румяным лицом девочки, ее розовой одеждой, на которой красуется большой бант. Работая над портретом, Серов использовал приемы импрессионизма, что позволило ему наполнить картину светом, сделать ее теплой и реалистичной. Из предметов в комнате особое внимание привлекает к себе висящее на стене блюдо - его очевидно сделал сам художник, который увлекался гончарным делом. Написав картину, Валентин Серов подарил ее матери Веры. Позднее за эту работу он получил награду от Московского общества любителей художеств.

"Последний день Помпеи" Карл Брюллов

Рейтинг: 4.6

"Последний день Помпеи" Карл Брюллов

Фото: Карл Павлович Брюллов, Public domain, через Викисклад

Завершив учебу в художественной академии, молодой Брюллов решает поселиться в Италии с целью изучения классического искусства античного Рима. В это время ему нередко приходится сталкиваться с пренебрежением со стороны итальянской творческой элиты и аристократии. И когда художник увидел археологические раскопки разрушенного извержением Везувия древнего города Помпеи, он понял, что это его шанс создать собственное великое произведение. Брюллов начал работу со сбора материалов и отрисовки большого количества эскизов: он много ходил по древним улицам, рассматривал обломки домов, запечатанные в остывшей лаве останки людей. По примерным подсчетам всего на улицах Помпей погибло около двух тысяч человек. Спустя пять лет полотно размером шесть на три метра было завершено. Изображенная на нем сцена выполнена в стиле романтизма, несмотря на ужас ситуации здесь нет хаоса и толпы. Людей можно условно разделить на группы, каждая из которых на фоне глобальной катастрофы переживает собственную трагедию. Центральной фигурой композиции являются лежащие на тротуаре женщина и ребенок возле нее, они олицетворяют падение античного мира и зарождение новой культуры. Картина принесла Брюллову широкую известность в Европе, а на родине он получил прозвище "великий". Его творение признали шедевром Пушкин, Гоголь, Лермонтов и император Николай I, разместивший полотно в Эрмитаже.

"Бурлаки на Волге", Илья Репин

Рейтинг: 4.5

"Бурлаки на Волге", Илья Репин

Фото: Илья Ефимович Репин, Public domain, через Викисклад

Впервые бурлаков за работой Илья Репин увидел в 1869 году на Неве, тогда он еще учился в Академии художеств. Будучи под впечатлением, художник некоторое время думал над идеей написания полотна на данную тематику. В итоге он поехал на Волгу, где начал свою картину с эскизов, изображающих контраст между тянущими баржу наемными тружениками и нарядно одетыми людьми, прогуливающимися вдоль волжского побережья. Репин также познакомился с бурлаками, наблюдал за ними, общался с некоторыми во время отдыха. Он постепенно пришел к переосмыслению своей изначальной идеи, решив вместо социальной несправедливости сделать акцент на конкретных людях и разнообразии их характеров. Каждый из одиннадцати человек, тянущих неподъемную грузовую баржу, по своему выражает реакцию на это тяжелое и явно низкооплачиваемое занятие. Кто-то смотрит исподлобья, со злостью на несправедливую судьбу, кто-то философские спокоен, один даже успевает в процессе раскурить трубку. Во главе бурлаков - пожилой опытный работник, прообразом для которого послужил расстриженный священник Канин, новый знакомый Репина. Полной противоположностью выносливого и печально-сурового неформального предводителя можно назвать молодого светловолосого человека. Он нетерпелив и еще не умеет обращаться с лямками. Вдали виден буксир, как символ технического прогресса, он должен освободить людей от тяжелого труда, но почему-то не используется, возможно услуги бурлаков стоят значительно дешевле. Картина после Петербургской выставки 1873 года встретила много как восторженных, так и негативных отзывов. В творческой среде она послужила значительным толчком к началу эпохи реализма.

"Боярыня Морозова", Василий Суриков

Рейтинг: 4.5

"Боярыня Морозова", Василий Суриков

Фото: Vasily Surikov, Public domain, via Wikimedia Commons

Будучи родом из Сибири, Сурков был давно знаком как со староообрядчеством в целом, так и с "Повестью о боярыне Морозовой". Представительница высшей русской аристократии и обладательница крупного состояния, боярыня оказывала активную помощь носителям старообрядческой веры, тем самым пойдя против царя и патриарха Никона. В результате женщину арестовали и заточили в монастыре, где она погибла от голода. Для своей картины художник выбрал момент, когда Морозову везли на допрос. Поравнявшись с Чудовым монастырем, она закованной в кандалы рукой демонстративно показывает старообрядческое двуеперстие, давая понять собравшимся людям, что ни за что не отречется от своих верований. По признанию Суркова, понимание того, как лучше всего создать композицию, пришло к нему когда он увидел ворону, раскинувшую крылья на белом снегу. Кроме того живописец долго не мог найти подходящего образа для главной героини, пока случайно не увидел на кладбище пожилую старообрядку с очень бледным лицом. Картина имеет символический смысл - она изображает расправу государства над иноверием в целом, а также отношение людей к этому. Лица столпившихся вдоль дороги людей выражают самый широкий спектр эмоций: от ужаса до насмешливого презрения. Полотно дебютировало на передвижной выставке и вскоре было куплено для Третьяковской галереи.

"Неизвестная", Иван Крамской

Рейтинг: 4.5

"Неизвестная", Иван Крамской

Фото: Ivan Kramskoi, Public domain, via Wikimedia Commons

Эта уникальная картина известна повсеместно и одновременно с тем ее можно назвать одной из самых загадочных среди творений русских художников. На полотне, выполненном в стиле реализма - молодая городская модница, проезжающая в коляске по Невскому проспекту Санкт-Петербурга. Ее наряд представляет собой сочетание всего, что находилось на пике моды в конце XIX века: отделанное собольим мехом и шелковыми лентами пальто из дорогого сукна, муфта из тех же материалов, бархатный берет, украшенный жемчугом и страусовым пером, а также массивный золотой браслет на руке. Все детали одежды изображены автором с большим мастерством и тщательностью. Фоном для портрета служат заснеженные улицы города, но они сделаны слегка размытыми, чтобы не отвлекать зрителя от модели. Судя по вызывающе богатому наряду, дама не относилась к высшим кругам общества, следовавшим определенным правилам стиля. Тайна ее личности так и не была раскрыта художником, хотя по наиболее распространенной теории это бывшая крестьянка, ставшая супругой богатого петербургского дворянина Бестужева. Картина побывала во многих частных коллекциях, но спустя годы стала доступной для широкого круга зрителей и разошлась по всей стране в виде репродукций.

"Утро в сосновом лесу", Иван Шишкин и Константин Савицкий

Рейтинг: 4.5

"Утро в сосновом лесу", Иван Шишкин и Константин Савицкий

Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons

Трудно представить картину более известную в России, чем изображение соснового леса, панораму которого украшают трое резвящихся медвежат в сопровождении матери медведицы. Шишкин был художником, остро чувствовавшим красоту живой природы, никто другой не мог так гармонично и при этом точно изобразить первозданную глушь дремучего леса. Художник обладал широкими познаниями в геологии и ботанике, что позволило ему создать шедевр, который будто живет собственной жизнью. С невероятной подробностью прорисованы и рельеф коры поваленного дерева, и растущий возле него куст, и наклонившиеся сосны. Виднеющийся вдалеке глубокий овраг окутан густой туманной дымкой, что придает ощущение таинственности, присущей местам, где практически нет человеческих поселений. Бор с которого художник рисовал пейзаж, находится на острове Городомля, в Тверской области. Интересно, что неуклюжих и забавных медвежат рисовал не Шишкин. Над ними потрудился Савицкий, выдающийся художник-анималист. Впервые полотно представили в 1889 году на передвижной выставке, затем ее купил Третьяков. Коллекционер стер подпись Савицкого, поскольку по его словам весь замысел принадлежит Шишкину. Картина пользовалась широкой известностью уже с XIX века, а в советский период была растиражирована настолько широко, что стала неотъемлемой частью массовой культуры.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...