12 самых известных картин Третьяковской галереи

Обновлено: 23.07.2021 14:17:06

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Третьяковская галерея по праву считается одним из крупнейших музеев русского изобразительного искусства. В ее залах представлено более 180000 экспонатов и коллекция постоянно пополняется. Чтобы воочию увидеть все, понадобиться минимум несколько дней, а для детального изучения и жизни будет мало. На что стоит обратить особое внимание в многообразии великолепных полотен? Мы выбрали для вас небольшой маршрут, включающий одни из самых значимых работ, хранимых в Третьяковке.

Шедевры русской живописи: топ-12 самых известных картин Третьяковской галереи

Номинация место Произведение рейтинг
Обзор самых известных картин Третьяковской галереи      1 «Явление мессии», А.А. Иванов      5.0
     2 «Княжна Тараканова», К.Д. Флавицкий      4.9
     3 «Неравный брак», В.В. Пукирев      4.8
     4 «Охотники на привале», В.Г. Перов      4.8
     5 «Грачи прилетели», А.К. Саврасов      4.7
     6 «Неизвестная», И.Н. Крамской      4.7
     7 «Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин      4.7
     8 «Богатыри», В.М. Васнецов      4.6
     9 «Апофеоз войны», В.В. Верещагин      4.5
     10 «Боярыня Морозова», В.И. Суриков      4.5
     11 «Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков      4.5
     12 «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И.Е. Репин      4.5


«Явление мессии», А.А. Иванов

Рейтинг: 5.0

«Явление мессии», А.А. Иванов

Фото: Alexander Andreyevich Ivanov, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 10

Практически весь зал посвящен одной лишь картине Александра Иванова – громадное полотно занимает почти всю стену. На оставшемся пространстве размещены многочисленные эскизы, наброски, этюды, коих за 20 долгих лет создания картины немало накопилось. На полотне изображен Иисус, идущий к людям, в окружении своих в будущем апостолов – Петра, Андрея, Иоанна, Нафанаила и пр.

Свое колоссальное полотно Иванов писал, будучи в Италии. Затем не без приключений переправлял его на родину, в Россию. Но там картина не снискала себе успеха: вместо триумфа великолепный сюжет ожидало странное разочарование. Кроме того, нашлись особо скрупулезные зрители, раскритиковавшие картину за огрехи (например, изображенный крайним слева старик одет в светлую повязку, а в отражении она красная).

В скором времени после презентации полотна автор скоропостижно скончался от холеры. Уже после его смерти картину приобрел российский император, дав указание построить специально для «Явления мессии» отдельный павильон в Румянцевском музее, а в 1920-м картина попала в Третьяковку, где, кстати, для нее специально был пристроен отдельный зал.

«Княжна Тараканова», К.Д. Флавицкий

Рейтинг: 4.9

«Княжна Тараканова», К.Д. Флавицкий

Фото: Konstantin Flavitsky, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 16

Справа по ходу движения в зале находится знаменитая картина Константина Флавицкого, на которой изображена легендарная самозванка – княжна Тараканова. История ее происхождения покрыта туманом. Вообще же Таракановыми называли якобы незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.

Только в империи успели подавить бунт одного из таких самозванцев – Емельяна Пугачева, как появилась красавица-авантюристка, поначалу именовавшая себя мадемуазель Франк, затем мадам Тремуйль, а после стала Елизаветой Владимирской – дочерью императрицы и ее фаворита Разумовского.

Екатерина II поручила заняться самозванкой графу Орлову, который сделав вид, что влюблен, добился взаимности красавицы, а затем похитил ее под предлогом тайного венчания на корабле. На нем же самозванку доставили в заточение: после ареста Тараканову отправили в Петропавловскую крепость.

За времена своего существования Петербург пережил несколько крупных наводнений, одним из которых стало наводнение 1777 году, когда вода в Неве поднялась на целых 3 метра выше обычного уровня. Считается, что именно тогда заключенная и погибла, заточенная в одной из камер. Именно этот трагичный момент и передал столь ярко и жутко художник на своем полотне. Официальной версией гибели княжны Таракановой считается смерть от чахотки.

«Неравный брак», В.В. Пукирев

Рейтинг: 4.8

«Неравный брак», В.В. Пукирев

Фото: Vassili Vladimirovich Pukiryov, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 16

Слева в том же зале, что и предыдущее полотно, находится трогательная картина Василия Пукирева. Написал эту картину художник, еще будучи студентом столичного училища живописи, ваяния и зодчества. Именно за эту работу он получил звание профессора. И это при том, что полотно не является ни батальной сценой, ни масштабным историческим сюжетом. Но сколько трагизма, жестокой и тонкой иронии, скрытого смысла в этой картине.

Она была написана в тот период, когда вопрос бесправного женского положения, неравных браков, когда бесприданницу силой выдавали замуж, стал для России особо острым. На выставке полотно сразу же произвело колоссальное впечатление на современников.

На первый взгляд, скромная зарисовка – свадьба в маленькой церквушке, но сколь мастерски передана гамма чувств. Трагическая история в застывшем кадре: юная невеста со слезами на глазах, ее титулованный жених – уже старик – недоволен ее прилюдными слезами. Слева от жениха и священника стоят две фигуры: старухи, облаченные в подвенечные платья и написанные в несколько прозрачном виде. Один из ведущих искусствоведов галереи высказал предположение о том, что это, возможно, тени прошлых жен старика, который уморил их своей жестокостью.

На заднем плане в изображенном за невестой шафере многие усматривали самого художника: считалось, что полотно отчасти автобиографично, ведь его якобы несостоявшаяся невеста была отдана за князя. В 2002 году было получено подтверждение этой версии, когда Третьяковская галерея приобрела рисунок карандашом 1907 года работы Сухова с подписью: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

«Охотники на привале», В.Г. Перов

Рейтинг: 4.8

«Охотники на привале», В.Г. Перов

Фото: Vasily Perov, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 17

Перов написал в свое время целую серию работ на охотничью тематику, но наиболее известноц стала именно эта. Художник и сам был заядлым охотником, а в персонажах картин многие без труда узнавали его собственных знакомых. Большинство критиков и просто ценителей хорошей живописи восхищались работой Перова, сравнивая «Привал» с тургеневскими охотничьими рассказами. А некоторые ругали художника за наигранную театральность сюжета и неестественность персонажей.

В своей работе Перов применил интересный прием: особый цветовой акцент он сделал на лицах и руках персонажей, словно бы «подсветив» их. Тем самым ему удалось придать мимике и жестам главных героев картины особую живость. На полотне представлена целая композиция: бывалый охотник (мужчина слева) рассказывает выдуманную историю молодому охотнику, который сидит крайним справа и, похоже, искренне в нее верит. А вот мужчина в центре (тоже опытный охотник) настроен довольно скептически и лишь ухмыляется.

Примечательно, что в Советском Союзе картина Перова «Охотники на привале» пользовалась прямо-таки бешеной популярностью. Ее репродукции висели везде, где только можно. А если кто-то был заядлым охотником, то ему непременно вручали в качестве подарка именно эту картину.

«Грачи прилетели», А.К. Саврасов

Рейтинг: 4.7

«Грачи прилетели», А.К. Саврасов

Фото: Alexei Kondratievich Savrasov, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 18

Самое известное полотно работы именитого русского пейзажиста. Казалось бы, ничего особого на картине не изображено, но именно она стала поистине культовой и даже печаталась в школьных учебниках. На первый взгляд пейзаж довольно невзрачен: покосившиеся избы, голые ветви деревьев с сидящими на них черными птицами. Кроме того, написана она была совсем в непростой для художника период: вместе с семьей его выгнали из казенной квартиры, причем в разгар учебного года (в художественном училище решили, что у Саврасова недостаточно учеников).

Художник отправился на Волгу, затем в Кострому и Нижний Новгород, где сделал множество великолепных этюдов. Работу над «грачами» пейзажист начал, приехав в Ярославль, а окончательное видение полотна сложилось после того, как Саврасов нашел идеальный вид – церковь Вознесения Христова в селе Молвитино.

Впервые картина была представлена на выставке передвижников и как-то незаметно превратилась в классический образец лирического пейзажа. Иван Крамской очень точно охарактеризовал полотно «Грачи прилетели»: «на всех иных полотнах есть вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в «Грачах»…».

«Неизвестная», И.Н. Крамской

Рейтинг: 4.7

«Неизвестная», И.Н. Крамской

Фото: Ivan Kramskoi, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 20

Едва ли ни одна из самых скандальных картин в истории искусства. Написанный Крамским портрет неизвестной дамы был представлен публике на мартовской выставке 1883 года. Скандальность этого полотна в том, что написано оно совершенно не в духе товарищества художников: во-первых, дама была до неприличия роскошно одета (лайковые «шведские» перчатки, пальто и муфта из дорогого сукна, модный берет), во-вторых, дамы из высшего света не могли самостоятельно передвигаться (как это представлено на картине) – это считалось верхом неприличия.

Увидев картину, Третьяков отчего-то отказался приобретать ее для галереи, и полотно долго кочевало по разным владельцам, принося им, по легенде, несчастье. Главной тайной, все же, до сих пор считается личность изображенной на картине незнакомки. Всем виделось в ее лице что-то знакомое, но никто так и не узнал, кем же была эта женщина. По одной из версий, это – простолюдинка Матрена Саввишна, в которую влюбился граф Бестужев и женился на ней, а затем, разочаровавшись, бросил. Та умерла по пути обратно в услужение к барыне.

Наиболее вероятной же считается версия о том, что на картине изображена грузинская княжна Варвара Туркестанова, портрет которой Крамской увидел на камее и, впечатленный красотой, а также историей судьбы девушки, изобразил ее на полотне. Фрейлина Марии Федоровны (вдовы Павла I) выделялась красотой и умом. Она сразу покорила сердце императора Александра I. Но тайная связь принесла ей лишь несчастье: попытавшись найти утешение в любви другого, она вышла замуж, родила тому ребенка, но, не выдержав позора, покончила с собой.

«Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин

Рейтинг: 4.7

«Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин

Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 25

Какие только названия не давали этой картине: и «Утро в сосновом бору» и «Мишки в сосновом лесу» и просто «Мишки». Последнее название, судя по всему, закрепилось за картиной после того, как долгое время на советских конфетах печатали изображение шишкинских медвежат. Примечательно, что именно медведей Шишкин на этом полотне и не писал: считается, что над картиной работали сразу двое художников. И лесных жителей нарисовал друг Шишкина – Константин Савицкий.

Версий исчезновения подписи Савицкого с полотна существует несколько. По одной из них, тот убрал ее собственноручно, тем самым отказавшись от авторства в пользу друга. По другой, подпись стер Третьяков сразу после приобретения работы. Так или иначе, но изображенный на полотне пейзаж превосходен. Поговаривают, что для работы над своими «лесными картинами» художник на несколько месяцев перебрался в шалаш и жил в брянских лесах. А добавить живых персонажей Шишкину предложила его супруга, хотя в первоначальном варианте планировались лоси либо кабаны.

«Богатыри», В.М. Васнецов

Рейтинг: 4.6

«Богатыри», В.М. Васнецов

Фото: Viktor Mikhailovich Vasnetsov, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 26

Одна из самых известных картин Виктора Васнецова фактически стала символом русского богатырства и живой памятью тех времен. Известные герои древнерусских былин – бравые молодцы, готовые в любую минуту грудью встретить грозящую опасность. На полотне они изображены все вместе и многие ошибочно считают, что три богатыря так и разъезжали гордой тройкой. На самом же деле подобная встреча могла произойти лишь на полотне художника.

Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович фактически жили в разное время: когда Илья был того возраста, что на полотне, Добрыня был глубоким стариком, Алеша же и вовсе был ребенком. Но для самого автора картины три богатыря стали ярким символом. Он вложил в работу множество сил, свою душу и целых 20 лет своей жизни.

Громадное полотно размером почти 3х4,5 метра до своего окончательного завершения в 1898 году всюду следовало за семьей художника: из столицы в Киев или же на дачу в период летнего отдыха. А сколько времени было потрачено для создания богатырских образов! Они поистине собирательные. Для многочисленных этюдов к полотну Васнецову позировали родственники, друзья и даже простые крестьяне. А в поля возле конюшен известного мецената Саввы Мамонтова не раз приводили скакунов специально для позирования художнику.

«Апофеоз войны», В.В. Верещагин

Рейтинг: 4.5

«Апофеоз войны», В.В. Верещагин

Фото: Vasily Vereshchagin, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 27

Пожалуй, самой необычной деталью этой картины можно считать надпись на ее раме: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Считалось, что все работы Верещагина были, так сказать, репортажными: то есть художник изображал на своих полотнах только то, что видел воочию, участвуя в царских военных кампаниях. «Апофеоз войны» – исключение. Только здесь он изобразил события более давние, также имевшие историческую основу, но, скорее, символическую.

Согласно одной из версий, Верещагин связал картину с Тамерланом, воины которого часто оставляли подобные пирамиды из черепов. Якобы, однажды к великому полководцу обратились женщины Дамаска и Багдада, пожаловавшись на неверных мужей. Тогда Тимур приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по одной голове изменника. А затем сложить все головы в пирамиды.

Согласно другой версии, художник создал полотно под впечатлением от рассказа о том, как однажды правитель Кашгара обезглавил европейского путешественника и приказал его голову положить на вершину пирамиды, которую сложили из голов местных казненных. В то время художник находился в Туркестане, где участвовал в русских завоевательных кампаниях и вдоволь насмотрелся на смерть.

Именно в Туркестане была создана целая серия (одноименная) картин, где Верещагин изобразил не только военные баталии, но и быт жителей Средней Азии. «Апофеоз войны» стал ярчайшим произведением того творческого периода художника. На полотне изображена целая гора черепов на фоне раскаленной, выжженной степи, разрушений и опустошения. Вокруг черепов лишь вороны вьются, а сами кости испещрены шрамами от сабель и стрел. Это еще более остро подчеркивает основную жуткую идею картины: жертвы на любой войны абсолютно бессмысленны.

«Боярыня Морозова», В.И. Суриков

Рейтинг: 4.5

«Боярыня Морозова», В.И. Суриков

Фото: Vasily Surikov, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 28

В одном из последних залов Третьяковской галереи расположена, пожалуй, одна из важнейших и наиболее значимых ее картин – суриковская «Боярыня Морозова». В основу сюжета положен реальный исторический факт и персонаж его также реален: Феодосия Морозова – приближенная царя Алексея Михайловича, была верховной боярыней. Овдовев в 30 лет, сумела сохранить свою власть и богатство. В период продвижения церковных реформ патриархом Никоном отказалась принять их. Приверженка старообрядничества последовала за протопопом Аввакумом и приняла тайный монашеский постриг. За свои религиозные убеждения она и поплатилась.

На громадном полотне размером 3,04х5,87 метров изображен трагичный момент – боярыню везут по столичной площади к месту заключения. В знак того, что вера ее не сломилась, Феодосия Морозова вскинула два перста. Если внимательно присмотреться, можно увидеть как нищий попрошайка, сидящий на снегу, в знак солидарности также поднимает два пальца вверх.

Сам художник однажды так вспоминал о воплощенном на холсте образе: «Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал». Согласно данным истории, в ноябре 1674 года староверка была отправлена в заточение в монастырскую земельную тюрьму, где и умерла спустя полтора года.

«Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков

Рейтинг: 4.5

«Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков

Фото: Vasily Surikov, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 28

Второе не менее эпичное полотно Сурикова находится в том же зале. «Утро стрелецкой казни» – еще один исторический сюжет, нашедший воплощение на картине художника. В 1698 году Стрелецкие полки под предводительством царевны Софьи восстали против непосильных военных тягот и потерпели поражение. Одной из возможных причин бунта историками также считается желание стрелков возвести на престол царевну Софью, бывшую в тот момент регентшей при малолетних Петре и Иване.

Стрелецкий бунт был жестоко подавлен: около 1000 человек казнено, почти 200 из них – прямо под окнами кельи самой царевны, сосланной в Новодевичий монастырь. Примечательно, что семьи восставших против царя стрельцов были высланы из столицы с запретом предоставления им работы или подачи милостыни (фактически семьи были обречены на голодную смерть).

На полотне внушительного размера (~2,2х3,8 м) художник изобразил наиболее трагичный момент: не саму казнь бунтовщиков, а их прощание с родными перед смертью. Существует версия, что изначально на картине, все же, были изображены казненные стрельцы. Но однажды служанка художника, войдя в мастерскую и увидев картину, лишилась чувств. Не желавший шокировать публику Суриков решил внести в тогдашний набросок изменения.

Примечательно, что изображенные на картине исторические сооружения сильно сближены: храм Василия Блаженного и Кремлевская стена находятся на куда большем расстоянии друг от друга, нежели это представлено на полотне.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И.Е. Репин

Рейтинг: 4.5

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И.Е. Репин

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Расположение в Третьяковской галерее: зал № 30

На впечатляющем полотне кисти русского живописца изображен трагический эпизод, подлинность которого многие историки ставят под сомнение. Тем не менее до сих пор живет легенда о том, что Иоанн Грозный в приступе сильного гнева убил своего сына, ударив жезлом в висок. Причем гнев был вызван то ли тем, что государь заподозрил царевича в измене, то ли тем, что его супруга посмела явиться в мужскую половину терема с непокрытой головой.

На картине изображен момент уже содеянного зла: обезумевший от совершенного отец держит на руках умирающего сына, на лице которого застыло умиротворение. Сам художник говорил, что взгляд царя его сильно пугал, поэтому он всегда прятал картину либо отворачивал ее к стене, но что-то тянуло его к полотну, и он продолжал работу как одержимый. Эмоции, отраженные на лице Ивана Грозного, и вправду, кажется, граничат с безумием.

Кстати, картина сама пережила настоящее покушение. В 1913 году одним из посетителей был совершен акт вандализма: с криком «Довольно крови!»на полотно кинулся один из посетителей галереи, исполосовав полотно ножом. Поврежденный холст спасало несколько реставраторов и сам художник, в спешке примчавшийся с дачи из Финляндии.


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...