11 лучших картин Сальвадора Дали

Обновлено: 20.02.2021 14:15:33

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Сальвадор Дали – один из самых ярких, и, безусловно, необычных представителей сюрреализма. Сам художник скромно говорил: «Сюрреализм – это я». Его наследие значительно, уникально и ценно. В каждой из картин Дали есть маленькая нотка безумия, но испанскому гению удавалось невероятным образом придавать любой из своих работ завершенность, последовательность, а порой и невероятную логичность. Мы выбрали, по своему скромному мнению, наиболее известные полотна знаменитого автора.

Гений сюрреализма: лучшие картины Сальвадора Дали

Номинация место наименование рейтинг
Обзор лучших картин Сальвадора Дали      1 Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения, 1944 год      5.0
     2 Распятие или Гиперкубическое тело, 1954 год      4.9
     3 Лицо войны, 1940 год      4.8
     4 Постоянство памяти, 1931 год      4.7
     5 Геополитический младенец, 1943 год      4.6
       6 Сон, 1937 год      4.5
     7 Мягкая конструкция с вареными бобами, 1936 год      4.4
     8 Лебеди, отраженные в слонах, 1937 год      4.3
     9 Галатея со сферами, 1952 год      4.2
     10 Жираф в огне, 1936-1937 годы      4.1
     11 Великий мастурбатор      4.0


Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения, 1944 год

Рейтинг: 5.0

Местоположение: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

На знаменитом полотне кисти испанского гения изображена бессменная муза и обожаемая супруга мастера сюрреализма – Галатея. Однажды Сальвадор Дали прокомментировал свое творение, сказав, что его задача – показать в изображенном сюжете длинный связный сон (по Фрейду), который на самом деле вызван секундным воздействием извне и является за мгновение до пробуждения человека.

Аналогично тому, как падение иглы на шею спящего человека пробудит его ото сна и одновременно вызовет длинный сон, заканчивающийся гильотиной, так и жужжание пчелы над ухом Галы вызовет показанный на полотне сон, который закончится укусом насекомого и ее пробуждением. В центре картины – портрет спящей Галатеи, которая плывет над каменной плитой, омываемой морем бессознательного. В комнате действительно есть плод граната и пчела, но реальные образы меркнут перед огромным гранатом, из которого вырывается рыба, извергающая изо рта двух свирепых тигров.

На заднем плане картины изображен слон Бернини с длинными суставчатыми ногами, несущий на спине атрибуты Папы. Здесь прослеживается явная отсылка к монументу скульптора Бернини, установленному в Риме в 1667 году по инициативе Папы Римского Александра VII. Слон своеобразно символизирует историю Фрейда, который видел мгновенный сон о похоронах Папы, вызванный звоном колоколов.

Распятие или Гиперкубическое тело, 1954 год

Рейтинг: 4.9

Местоположение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Живопись легендарного сюрреалиста полна различных «видений» и снов, но немало в его творчестве и от его разума, собственных мыслей. Полотно, написанное на родине художника после его возвращения из Соединенных Штатов, это – яркое отражение горячего религиозного темперамента испанцев – страстного, даже несколько экзальтированного.

В центре полотна изображен тессеракт (четырехмерный гиперкуб), на котором распят Христос. Художник стремился передать яркий контраст между строгой геометрической формой и подчеркнуто выгнутым телом сына Божьего. Тем самым усилилось ощущение его страданий, создалось невероятное напряжение. Дали словно хотел показать как расчетливый и холодный современный мир распинает Иисуса, поглощая его своим бездушием.

В произведении «Распятие или Гиперкубическое тело» Дали продолжает традицию классической живописи, когда в евангельских сюжетах на картинах присутствовали определенные личности, зачастую современники художника, создавшего полотно. В данном случае на Христа смотрит супруга Дали – Гала. Причем она не просто стоит перед распятием, а созерцает его. Это означает, что перед ней – ее видение, то, что открылось внутреннему взору.

Лицо войны, 1940 год

Рейтинг: 4.8

Местоположение: Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам

Отчаявшись после отсутствия перспектив жизни в Европе, Дали принимает решение о переезде из любимого Парижа в Новый Свет. На тот момент он еще не догадывается, что те 8 лет, которые он там проведет, сделают его всемирно знаменитым, а работы мастера станут признанными шедеврами. Полотно «Лицо войны» было создано еще на пути в Штаты – Дали был шокирован разыгравшейся кровопролитной трагедией, и приступил к написанию картины прямо на пароходе.

Произведение живописи стало едва ли не единственным среди работ мастера, где он отказался от использования сложного сюрреалистического языка и невероятных сочетаний многочисленных деталей, создав понятное каждому и оттого еще более ужасающее полотно. Глазам зрителя предстает безжизненная голова, в глазницах и рте которой размещены другие безжизненные головы (черепа), а в них – еще новые черепа, вплоть до бесконечности. Из головы растут змеи, которые ее же и кусают. Изображение символизирует противоестественность войны, ее ужас, бессмысленность и губительность для всего человечества.

Композиция выполнена таким образом, что зритель словно тоже присутствует в работе: об этом говорит отпечаток руки на камне, а также изображение пещеры, откуда вниманию смотрящего и предстает ужасная картина. В работе были использованы приглушенные, пожалуй, даже депрессивные оттенки, усиливающие впечатление от сюжета.

Постоянство памяти, 1931 год

Рейтинг: 4.7

Местоположение: Музей современного искусства, Нью-Йорк

Эта работа считается одной из самых известных и обсуждаемых искусствоведами и публикой. Ни одна другая не пережила столько попыток объяснить изображенный на картине сюжет. Сам Дали утверждал, что идея написания пришла ему за завтраком, когда жена намазывала плавленый сыр на тост. Основное объяснение сюжета – попытка объяснить сложный характер времени, его тягучесть, тайны и пр. Отсюда – текучие часы и строгие геометрические формы, на которые они опираются.

Дали собрал в одной композиции сразу несколько любимых для себя символов: море, созвучное с бессмертием, яйцо, отождествляемое с жизнью, оливу – символ мудрости и муравьев – тлен. На картине изображен вечер: большая часть пейзажа уже в тени, но горячие лучи солнца еще освещают мыс, врезающийся в морскую гладь. Время суток здесь символизирует печаль и некоторую меланхолию.

В колорите полотна преобладает коричневая гамма, усиливая атмосферу отрешенности и пессимизма. Работа художника выглядит очень гармонично, легко воспринимается и создает нужный эффект благодаря преобладанию на полотне пустого пространства. Миниатюрность полотна – еще одно достоинство работы, свидетельствующее об откровенности и личных переживаниях автора.

Геополитический младенец, 1943 год

Рейтинг: 4.6

Местоположение: Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг

Очень необычная картина, даже с учетом того, что была создана неординарным художником. Ее разгадка – в дате создания. Дали писал полотно в самый разгар войны, когда весь мир стонал от крови и боли. Но испанец, имея тонкую интуицию, уже предвидел новое начало, рождающееся в муках старого общества. Человечеству было душно и тесно в существующих рамках. Поэтому оно рвалось к новой эпохе, стремилось снять существующие оковы, достигнуть счастья и покоя.

Младенец наблюдает за рождением нового общества, ему страшно, он прячется в ногах у матери, но при этом смело устремляет взгляд. Спустя полстолетия этот ребенок будет управлять новым миром. Человечество безостановочно себя уничтожает, а потом снова возрождается и потом снова уничтожает: этот процесс происходит до бесконечности. В этом и заключается загадка человеческой сущности.

В сюжете преобладают желтые тона, создающие тревожность и придающие полотну более сложную атмосферу. Любое рождение дает ощущение надежды, но будущее довольно туманно. Лишь капля крови напоминает о том, что процесс перерождения болезненный и полон страданий.

Сон, 1937 год

Рейтинг: 4.5

Местоположение: Частная коллекция

Картина считается одной из лучших и самых успешных в коллекции испанского сюрреалиста. Образ, переданный на полотно, был очень важен для Дали, поскольку очень тонко показывал параноидальные фантазии гения. В центре сюжета – изображение мягкой головы, лишенной тела, которая опирается на подпорки – своеобразные костыли. Спящему, которого олицетворяет эта голова, подпорки нужны для сохранения черт лица.

Подпорки символизируют собой хрупкость реальности: даже изображенная скромно сидящей в левом углу собака нуждается в такой «поддержке», иначе попросту упадет на землю. Фон картины выполнен в голубых тонах, что усиливает ощущение отдаленности от рационального мира.

Сам художник описывал изображение как окуклившегося монстра, чья душевная тоска и формы подпираются костылями. Достаточно лишь одной губе соприкоснуться с подушкой или мизинцу – с мягкой простыней, и сон поглотит целиком. Картина является ярким представителем цикла работ «Паранойя и война». Была написана на мысе Креус – крайней восточной точке материковой Испании. Каталонцы считают его местом настоящей магической силы и вдохновения. Именно там Дали искал, по его выражению, реальную, вещественную основу сновидений».

Мягкая конструкция с вареными бобами, 1936 год

Рейтинг: 4.4

Местоположение: Художественный музей Филадельфии

Мрачная картина была написана испанским художником всего за несколько месяцев до начала гражданской войны в его родной стране. По утверждению самого Дали, он создал это культовое полотно, руководствуясь «пророческой силой своего подсознания». В картине ярко отражено его беспокойство, даже страх – это предсказание будущих ужасов войны.

В центре композиции – изображение двух странных тел, напоминающих сочетанием своих жутких рук и ног очертания Испании. Это – символ ужасного боя, из которого никто не выйдет победителем, несмотря на сторону. Чудовищное до дрожи человекоподобное существо символизирует не менее чудовищную в своей жестокости и ужасе войну.

Несмотря на немного абсурдное, болезненно-фантастическое изображение, картина получилась довольно реалистичной. Присутствующие на полотне и в его названии вареные бобы, возможно, являются символическим отображением тушеного мяса, которым питались бедные жители Испании в тот непростой для страны период. «Мягкая конструкция с вареными бобами» считается идеальным образцом удачного воплощения сюрреалистического изображения. Это – один из величайших шедевров художника, в котором он прекрасно передал чудовищность войны.

Лебеди, отраженные в слонах, 1937 год

Рейтинг: 4.3

Местоположение: Частная коллекция

Каждое отражение в живописи – это, по сути, антипод первоначального образа. Зачастую оно выглядит искаженным, противоположным по смыслу. Это словно доступ в другой, параллельный мир. Фантазии Сальвадора Дали завораживают, они невероятно глубоки и замысловаты, заставляют подсознание зрителя расшифровывать образы и символы, отраженные на полотне.

Фантастическое существо, стоящее на берегу, словно любуется собой, видя сходство с лебедями и слонами одновременно. Композиция напоминает необычный фантом, который возникает из ниоткуда за спиной. Это словно череда образов из подсознания, которые неожиданно материализуются в реальном мире.

В картине чувствуется напряжение, которое создается сухими деревьями, огнем, медленно ползущим к водной кромке, практически прозрачной луной. Что будет, если человек обернется? Скорее всего, образы исчезнут. Слоны и лебеди на холсте олицетворяют противоположности, которые не могут друг без друга. Словно добро и зло – они имеют смысл только в паре. А человек, изображенный на картине, совершенно спокоен: он живет реальностью, а его фантазии тихо дремлют, не мешая ему.

Галатея со сферами, 1952 год

Рейтинг: 4.2

Местоположение: Театр-музей Дали, Фигерас

После того, как атомные бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, миру открылась сила ядерного оружия. Сальвадор Дали воодушевился мощью ядерной физики, и в этот же период укрепилась его вера: он снова начал проявлять интерес к католицизму. Так в творчестве художника начался период «ядерного мистицизма»: в его произведениях четко прослеживалась идея рационализации религии с помощью достижений науки.

Понимая, что материя представлена набором атомов, художник создавал свои работы в виде совокупности атомных элементов. Полотно «Галатея со сферами» – одно из самых впечатляющих из цикла. Здесь представлена супруга и бессменная муза гения – Гала. Лицо ее состоит из множества сфер – ядерных частиц, создающих в совокупности невероятный трехмерный визуальный эффект.

Сочетание цветов и невероятная их контрастность придают значительный объем всем элементам картины. Галатея выглядит словно мини-вселенная: такая живая и, в то же время, удивительно космическая. «Галатея» считается наиболее известной картиной из серии ядерного мистицизма.

Жираф в огне, 1936-1937 годы

Рейтинг: 4.1

Местоположение: Художественный музей, Базель

Это полотно зачастую рассматривают как личные ощущения Сальвадора Дали от происходящей в его родной стране гражданской войны, а также выражение отношения художника к этому жестокому действу. В центре сюжета – две женские фигуры с выростами на спине и множество выдвижных ящиков, выступающих из ноги ближайшей фигуры. Поскольку Дали был большим поклонником психолога и невролога Зигмунда Фрейда, открытые ящики можно отнести к психоанализу по Фрейду, где подобный предмет может символизировать человеческое подсознательное.

Вытянутые вперед руки фигур пытаются найти хоть какую-то опору. С рук уже частично содрана кожа и жутко проступает кровавая плоть. Вдали виднеется жираф, объятый пламенем. Он словно не чувствует его, не замечает. Сам художник трактовал изображение живого жирафа на заднем плане полотна как «мужского космического апокалиптического монстра». Для него это было предчувствием войны.

Вся картина не создает никакой ясности или четкости восприятия. Ощущается распад фигур на отдельные фрагменты, сумерки давят сгущающейся тьмой. В целом, полотно вызывает тревожные предчувствия, ощущение трагедии, приближение чего-то ужасного. На фоне громадных символических фигур маленький белый человечек, изображенный бредущим вдали, кажется потерянным, идущим в никуда, не видящим предостерегающие сигналы.

Великий мастурбатор

Рейтинг: 4.0

Местоположение: Центр искусств королевы Софии, Мадрид

Сюрреалист – особый тип художника, который зачастую даже самые сокровенные мысли и желания воплощает в виде различных сюжетов на холсте. И Сальвадор Дали – не исключение. Испанскому мастеру кисти нередко удавалось шокировать публику секретами своего подсознания и картина «Великий мастурбатор» – из числа таких произведений. Психологическая травма, полученная Дали в детстве, навсегда отвратила его от секса и стала главным мотивом полотна.

В работе прослеживается сразу несколько любимых автором мотивов: скала рядом с Каркадесом, превращенная в огромную голову, яйцо, символизирующее саму жизнь, муравьи как символ тлена и саранча (либо кузнечик) – жуткий ужас для самого художника. Присутствует на картине и муза великого гения сюрреализма – Гала.

Главной задумкой автора была мысль о том, что секс неразделим со страданиями: секс как страдание, страдание как секс. В течение всей своей жизни Дали так и не смог избавиться от психологической проблемы: он всегда помнил тот ужас, который испытал в детстве, увидев картинки в медицинском альбоме, посвященном венерическим заболеваниям. Из-за этой психологической травмы Дали впоследствии всегда испытывал физический дискомфорт во время секса. Даже любовь к жене и постоянное творческое раскрепощение не спасло его от проблемы.

Картину можно считать воплощением тайны человеческой психики. И Дали до конца жизни не хотел никому отдавать созданное полотно: оно всегда было перед его глазами, заставляя думать о скрытых от сознания мыслях. «Великий мастурбатор» – эротизм на грани неприличия, сделавший полотно более интимным искусством.


Оцените статью

 
Всего голосов: 1, рейтинг: 5
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...