10 самых знаменитых картин Шишкина
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Иван Иванович Шишкин – один из известнейших русских художников-пейзажистов. Его творчество во многом определило отечественную культуру, а ряд полотен (особенно «Утро в сосновом бору») стали по-настоящему символическими для национального искусства.
Тонкое умение воплощать картины природы обнаружилось у Ивана Шишкина ещё в молодые годы. Пока его товарищи творили в стенах Императорской Академии художеств, расположенной в Санкт-Петербурге, живописец постоянно отправлялся за пределы города, где писал этюды с натуры. Так, например, одна из его известнейших картин – «Сосна на Валааме» – была сотворена ещё во времена обучения.
Сегодня Шишкин известен практически каждому жителю постсоветского пространства. Конечно, во многом его творчество вписалось в «культурный код» благодаря массовости. Картина «Утро в сосновом бору», например, украшает упаковку конфет «Мишки в лесу». Но не только этой работой знаменит художник. Для тех, кто хочет тонко прочувствовать всю красоту родной природы, мы составили рейтинг из 10 самых знаменитых картин Шишкина.
Для составления рейтинга использовались данные поисковых машин. Чем чаще картина упоминается в интернете – тем выше её позиция в топе.
Обзор самых знаменитых картин Шишкина
Номинация | место | Произведение | рейтинг |
Обзор самых знаменитых картин Шишкина | 10 | «Рубка леса» | 4.1 |
9 | «Сосны, освещённые солнцем» | 4.2 | |
8 | «Лесные дали» | 4.3 | |
7 | «Среди долины ровныя» | 4.4 | |
6 | «Дубовая роща» | 4.5 | |
5 | «Корабельная роща» | 4.6 | |
4 | «На севере диком» | 4.7 | |
3 | «Сосновый бор» | 4.8 | |
2 | «Рожь» | 4.9 | |
1 | «Утро в сосновом лесу» | 5.0 |
«Рубка леса»
Рейтинг: 4.1
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
«Рубка леса» – одна из первых картин русского живописца. Иван Иванович Шишкин сотворил её ещё в 1867 году, вскоре после завершения обучения в дюссельдорфской художественной школе. И именно с этой работы начинается путь Шишкина как живописца, в чьих полотнах преобладают картины русского леса.
В «Рубке леса» ярко проявляются элементы дюссельдорфской художественной школы. Живописец пока ещё демонстрирует полученные навыки, а собственные таланты находятся в зачаточном состоянии. Полотно, несмотря на отсутствие действия, характеризуется эпичностью – об этом говорят работа с цветом и пространством, а также композиция. На центральном плане – поваленная сосна. Дерево было довольно молодым, и пень, словно кровью, всё ещё сочится смолой.
В дальнейшем композиция раскрывается. За ручьём можно увидеть крестьян, которые и занимаются повалом леса. Один из них готовится к привалу либо ночлежке – задний фон композиции с его чуть темнеющим небом и затянутыми лёгкой дымкой деревьями намекает, что время уже позднее.
Как и другие работы Шишкина, «Рубка леса» пестрит мелкими деталями, отображающими русскую природу. Лес, по большей части хвойный, перемежается редкими лиственными деревьями, которыми явно не хватает света и питательных веществ – вон, одна из берёзок на переднем плане пала, трухлявая. Видно, как весной ручей, разливаясь, подтачивает корни – часть их них уже обнажена и стала местом обитания для грибов. На переднем плане можно и любопытного зверка увидеть, который заинтересован обрушившимся деревом.
Интересно, что во время одной из экспозиций «Рубка леса» выставлялась прямо напротив «Апофеоза войны» Верещагина. И критики отмечали схожесть полотен. Несмотря на то, что на картине Шишкина нет прямой демонстрации насилия, мотив обоих произведений схож – опустошение. В «Рубке леса» композиция нарушается овалом свежеспиленной сосны, и именно он находится в центре. Так же, как и гора черепов в «Апофеозе войны».
«Сосны, освещённые солнцем»
Рейтинг: 4.2
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
Написанная в 1886 году, картина «Сосны, освещённые солнцем» демонстрирует полную состоятельность творческого стиля и жанра Шишкина. Здесь он уже не имитирует великих учителей, а проявляет собственный образ. Видно, как прекрасно художник работает со светом – и именно солнце является главным действующим лицом полотна.
Тёмные сосны могли бы стать главными действующими лицами – со всей их природной величественностью, некоторой мрачностью и непостижимой мудростью – но они словно сметаются солнечным светом. Янтарно-жёлтыми оттенками залито всё – от пожухлой травы до вечнозелёных крон. И только мрачные тени где-то в глубине полотна создают ощущение пространства и показывают, что даже в яркие летние дни солнце не может полностью захватить сцену.
Удивительно, как разворачивается композиция картины при просмотре. На первом плане – просто лесная опушка. Но затем игры оттенков уводят взгляд вглубь изображённого бора – и картина словно раскрывается, показывая больше деталей. Лес предстаёт открытым и лишённым загадочности, простым и познаваемым.
«Лесные дали»
Рейтинг: 4.3
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
В противовес предыдущей картине в рейтинге, «Лесные дали» показывают мощь, глубину и загадочность русской природы. Во многом это объясняется душевной подавленностью самого художника, вследствие чего его работы начала 1880-х годов характеризуются некоторой мрачностью. Пусть и влюблённый в русскую природу живописец не мог показать её холодной и недружелюбной, в картинах, на первый взгляд достаточно светлых и простых, проявляются моменты печали.
Художник, несмотря на свою сравнительно недолгую жизнь, оказался дважды вдовцом. В 1874 году, после 6 лет брака, скончалась его первая жена. В этом браке он трижды становился отцом, но двое детей умерли ещё во младенчестве. Преодолев невзгоды, в 1880 году Иван Шишкин женился ещё раз, на своей ученице Ольге Лагоде. Менее чем через год она скончалась от болезни, оставив после себя маленькую дочь.
Пережив столько смертей, Иван Иванович просто не мог творить так, как прежде. Его картины этого периода характеризуются мрачностью, и через величественную красоту русской природы художник передаёт свои чувства. «Лесные дали», вышедшие в 1884 году, демонстрируют уральские горизонты – и воздушному, светлому, практически безоблачному небу резко контрастирует мрачный хвойный лес. На этой картине он предстаёт особенно безжизненным и пустым. Кажется, что здесь нет ни единой души, только бесконечные ели до самого горизонта. Безжизненность леса подчёркивается одной важной деталью – одиночеством парящей в небе птицы.
«Среди долины ровныя»
Рейтинг: 4.4
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
Настроение «Среди долины ровныя» может показаться похожим на настроение предыдущей картины в рейтинге. И это неудивительно. «Среди долины ровныя» также была написана в мрачный период жизни великого художника – полотно увидело свет в 1883 году.
Центральная тема полотна – одиночество. Величавый дуб стоит посреди поля, и лишь небольшая просёлочная дорога идёт мимо него. Дерево – одиноко, на картине нет ничего, что могло бы хоть отдалённо с ним рифмоваться. С густой, раскидистой кроной дуб выглядит особенно мрачным, резко выделяясь из остальной композиции, написанной более тёплыми и светлыми тонами.
Интересно, что источником вдохновения для картины послужило одноимённое стихотворение Алексея Мерзлякова. Оно, правда, было лёгким и лирическим, поскольку поэт написал его в период влюблённости. В дальнейшем на основе этого стихотворения Михаил Глинка создал песню, впоследствии ставшую практически народной в массовом сознании.
Как и другие картинки Шишкина, «Среди долины ровныя» характеризуется высокой детализацией. На первом плане можно увидеть огромное количество луговых растений. Но и в них проявляется эмоциональная тяжесть художника – колосья склонившиеся, стебли сломленные. Сам дуб, который находится на первый взгляд на втором плане, резко перетягивает композицию «на себя» и становится центральным образом работы.
«Дубовая роща»
Рейтинг: 4.5
Фото: Иван Иванович Шишкин, Public domain, через Викисклад
Настроение картины «Дубовая роща» рифмуется с настроением полотна «Сосны, освещённые солнцем». В обоих работах преобладают светлые, тёплые оттенки. А само солнце играет важнейшую роль в композиции, оттесняя другие элементы, и лишь в глубине проявляются тени, которые не выглядят мрачными.
И такая рифма настроений неудивительна. Обе работы принадлежат перу «позднего Шишкина» и были написаны в 1887 году, когда художник вышел из подавленного, депрессивного состояния. Поэтому картины торжествуют русскую природу, представляя её дружелюбной и открытой.
Однако преобладающим оттенком на картине «Дубовая роща» служит травянисто-зелёный. Работа изображает опушку лиственного леса в светлый день, где-то в начале лета. Именно поэтому кроны деревьев – ярко-изумрудные, а трава под ними окрашены в более тёплые зелёные оттенки. Картина полна деталей, что свойственно Шишкину – здесь и потрескавшаяся кора дубов, и небольшие луговые цветы, и даже крошечный водоём – всё входит в общую композицию, передающую лес в его нетронутой, первозданной красоте.
«Корабельная роща»
Рейтинг: 4.6
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
«Корабельная роща» – одна из последних работ Ивана Шишкина. Она была написана в 1898 году, незадолго до смерти самого художника. Кстати, Шишкин покинул наш мир, сидя за мольбертом. И многие искусствоведы полагают, что именно «Корабельная роща» (а полностью работа называется «Афанасовская корабельная роща близ Елабуги») является венцом и квинтэссенцией творчества автора.
«Корабельная роща» отличается удивительной постановкой сцены. Это уже не этюды из жизни российской природы. Это монументальное полотно с чёткой выверенностью планов и строгим равновесием. Сама роща, состоящая из огромных хвойных деревьев с толстыми стволами, не перетягивает на себя внимание и не кажется мрачной и холодной.
Во многом такой эффект обусловлен тем, что на переднем плане – небольшой прудик, заводь. Через него проброшен мостик, показывающий, что это место – обитаемо, что здесь живут люди, пусть и на самой картине их нет. Кроме того, композиция залита тёплым, летним солнцем – и поэтому нарисована мягкими золотисто-жёлтыми оттенками.
Некоторые искусствоведы говорят, что «Корабельная роща» стала прощальной песнью художника. В этой работе он окончательно деперсонифицировался, показав природу, какая она есть, но при этом вложил несколько дополнительных смыслов. Он понимал, что скоро его не станет – но российское искусство не умрёт, на смену придут новые художники, и поэтому сосны окружены молодой порослью.
«На севере диком»
Рейтинг: 4.7
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
«На севере диком» – одна из немногочисленных заказных работ Шишкина. Конечно, в то время, когда она была написана (1891 год), художник уже был чрезвычайно популярен. Каждая новая его работа практически мгновенно выкупалась, чтобы тут же украсить гостиную какого-нибудь богатого помещика.
«На севере диком», в свою очередь, была целенаправленно заказана у художника петербургским издателем П. П. Кончаловским. Эта картина должна была украсить собой обложку сборника сочинений М. Ю. Лермонтова. И даже названа она по первой строчке одноимённого стихотворения известного русского поэта.
«На севере диком», хоть и относится к позднему творчеству Шишкина, характеризуется довольно мрачным настроением. Центральной темой полотна сквозит одиночество. Одинокая сосна, занимающая весь первый план, стоит на неприступном ущелье в окружении снега и тьмы. Во многом композиция вдохновлена непосредственно настроением стихотворения Лермонтова, однако художник сделал его более мрачным и тяжёлым.
«Сосновый бор»
Рейтинг: 4.8
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
Картина «Сосновый бор», написанная в 1895 году, характеризует Шишкина как уже профессионального, опытного художника со своим стилем. И ярче всего это проявляется в композиции произведения.
«Сосновый бор» характеризуется удивительной уравновешенностью. Даже объекты на ней располагаются по принципу «золотого сечения». Центром композиции являются две большие, многолетние сосны, разделённые просёлочной дорогой и поэтому несколько разнесённые по сторонам от вертикальной оси. Дополнительные деревья, находящиеся на втором плане, также располагаются симметрично (по растению слева от левой и справа от правой сосен), что повышает баланс композиции. Тёмная полоса соснового бога окаймлена глубоким голубым небом и светлой зелёно-жёлтой опушкой.
Также в этом произведении проявляются и другие элементы, свойственные позднему творчеству Шишкина. Свет на картине – объёмный, проникающий сквозь толщу деревьев. Настроение – умиротворённое. Природа не представлена сама по себе, она скорее является частью человеческой жизни – что проявляется в накатанной колее просёлочной дороги, пересекающей ручей.
«Рожь»
Рейтинг: 4.9
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
Одна из самых ярких и узнаваемых работ художника, картина «Рожь» торжествует красоту русской природы. Но известность она приобрела в первую очередь благодаря высочайшему мастерству автора как колориста.
Основные оттенки картины – золотой и голубой. Это классические для русского изобразительного искусства цвета, которые использовались ещё во времена иконописи. Золотистая рожь контрастирует с тёмно-зелёными оттенками окружающих растений (деревьев, придающих картине глубину пространства, и находящейся на переднем плане травы), но при этом не перевешивает в тональном балансе.
Композиция картины построена по принципу золотого сечения. Основной элемент – поле золотых колосьев ржи – находится в нижней трети картины. Верхняя часть представлена глубоким голубым небом, где представлено множество оттенков синего. Деревья не перетягивают внимание, а служат для создания объёма – картина представляется пространственной, описывающей бескрайнее поле.
В то же время, в картине присутствует деталь, отражающая личные переживания художника. Небольшая погибшая сосна на заднем плане выглядит диссонансом, резко контрастируя с остальными элементами композиции, торжествующими жизнь. Незадолго до представления картины публике в 1878 году художник пережил множество личных трагедий, и они нашли своё отражение в эмоциональном фоне полотна.
«Утро в сосновом лесу»
Рейтинг: 5.0
Фото: Ivan Shishkin, Public domain, via Wikimedia Commons
«Утро в сосновом лесу», написанная в 1889 году – это самая знаменитая картина Ивана Ивановича Шишкина. Однако популярность ей принесла не только композиция, которая изображает русскую природу в наиболее живом её состоянии, но и дальнейшее использование. Сейчас «Утро в сосновом лесу» можно увидеть на упаковках шоколадных конфет, на различных сувенирах и предметах обихода. Она стала настоящим символом контемпоральной русской культуры, найдя своё отражение и в современности.
Важнейшей особенностью картины является её динамичная композиция. Если в предыдущих работах художник запечатлевал спокойную красоту русской природы в статичном состоянии – леса, опушки, ручьи, поля и одинокие деревья – то здесь в центре внимания находятся резвящиеся медвежата.
Кроме того, интерес вызывает и работа со светом. В отличие от остальных полотен, здесь солнце буквально находится на заднем плане. Оно дополняет природу, а не доминирует над нею. Центральная часть композиции – тёмная, контрастная в сравнении с фоном, но не мрачная. И пусть медвежата играют на поваленной сосне – это не тяжесть от смерти дерева, это воспевание нового круга жизни.
Интересно, что эта картина принадлежит кисти не только Шишкина. Сам Иван Иванович не был анималистом. Он не умел рисовать животных – а медвежата на полотне выглядят как живые. Дело в том, что они принадлежат кисти другого известного русского художника – К. А. Савицкого. Но его имя стёрлось из времён из-за действий коллекционера П. М. Третьякова.
Когда «Утро в сосновом лесу» попало в руки П. М. Третьякова, коллекционер стёр подпись второго художника. В итоге долгое время считалось, что И. И. Шишкин является единственным автором полотна. На самом деле он нарисовал только лес. А вот медвежата – это плод трудов Савицкого.
Оцените статью |
|