10 самых знаменитых картин Репина

Обновлено: 22.11.2024 10:23:01

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Илья Репин - один из известнейших русских художников XIX и XX века, яркий представитель направления реализма в живописи. Родился Репин в городе Чугуев, Харьковской губернии, рисовать начал с раннего возраста. В пятнадцатилетнем возрасте обучался у иконописца, после чего несколько лет сам участвовал в росписи сельских церквей. Накопив средства на обучение, он поехал в Санкт-Петербург, и в 1871 году закончил художественную академию. Большую часть своей творческой жизни Репин провел в Москве и Петербурге.

Художник больше всего предпочитал жанровую живопись, исторические сцены и портреты. Его картины отличаются детальностью в изображении бытовых сцен, тонким психологизмом, глубоким эмоциональным наполнением, они затрагивают разные стороны жизни людей и общества в целом. Сегодня творчество Репина широко известно не только в России, но и за рубежом. Предлагаем вам ознакомиться с десятью знаменитыми работами великого русского мастера живописи.

10 самых знаменитых картин Репина

Номинация место наименование рейтинг
Обзор самых знаменитых картин Репина      10 Портрет композитора Модеста Мусоргского      4.1
     9 Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года      4.2
     8 Проводы новобранца      4.3
     7 Крестный ход в Курской губернии      4.4
     6 Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых      4.5
     5 Запорожцы пишут письмо турецкому султану      4.6
     4 Не ждали      4.7
     3 Садко      48
     2 Иван Грозный и сын его Иван      4.9
     1 Бурлаки на Волге      5.0


Портрет композитора Модеста Мусоргского

Рейтинг: 4.1

Портрет композитора Модеста Мусоргского

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Эта картина была написана незадолго до смерти композитора, находившегося тогда в госпитале. Репин провел четыре дня в больничной палате, работая над портретом. Несмотря на такой рекордно короткий срок, он сумел превосходно передать на полотне вместе с чертами лица также и характер Мусоргского, что подтверждали все, кто были знакомы с ним лично. Помимо печали и задумчивости, во взгляде композитора видны внутренняя сила и богатый внутренний мир. Однако художник не стремился приукрасить действительность. Взъерошенные волосы, красный нос, глубокие круги под глазами - все это соответствует состоянию человека, который довел себя до белой горячки. Репин словно подчеркивает контраст между гениальностью Мусоргского и поглотившей его физической слабостью. Одежда прорисована не особо подробно, фон заднего плана картины сделан почти однородным, таким образом все внимание сосредоточено на лице композитора и его эмоциях.

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года

Рейтинг: 4.2

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Данное полотно Репин выполнил по заказу российского императора Николая II в связи со столетним юбилеем учреждения Государственного совета. На нем запечатлено заседание в Мариинском дворце Санкт-Петербурга. Действующими лицами выступают император, видные государственные деятели и секретари, вручающие юбилейные награды членам совета. На момент написания картины художник уже был знаменит и занимал должность профессора Петербургской художественной академии. Однако из-за сильных болей в правой руке Репину было бы трудно работать в одиночку, поэтому ему помогали ученики: Иван Куликов и Борис Кустодиев. На создание монументального полотна размером почти девять на четыре метра ушло три года. В процессе Репин делал много эскизов интерьера, пользовался фотоаппаратом, а также создал шестьдесят отдельных портретных этюдов. В итоге при всей масштабности картины, каждый из участников заседания передан живо и с присущей ему индивидуальностью. Не менее талантливо исполнена и колористическая гамма события - обилие красного, черного и золотистого цветов художник компенсирует богатой гаммой оттенков и светотеней.

Проводы новобранца

Рейтинг: 4.3

Проводы новобранца

Фото: Илья Ефимович Репин, Public domain, через Викисклад

После того, как Илья Репин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, он нередко стал проводить время в усадьбе Абрамцево, принадлежащей Мамонтову. Приезжая туда вместе со своей семьей, художник любил прогуливаться по окрестностям и наблюдать за укладом жизни крестьян. Именно в то время у него появилась идея перенести на полотно трогательный момент прощания молодого новобранца со своими родными. Картина наполнена ощущением тревоги и грусти, на лицах провожающих явственно читается отчаяние, словно они понимают, что могут больше не увидеть его. И неудивительно, ведь в то время срок службы в армии составлял более десятка лет, более того, шла русско-турецкая война, так что их опасения были далеко не напрасными. Центральные фигуры полотна выделены с помощью яркого света. Их одежда, запряженная лошадьми повозка, а также деревенские строения прорисованы детально и со свойственной Репину достоверностью.

Крестный ход в Курской губернии

Рейтинг: 4.4

Крестный ход в Курской губернии

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Крупномасштабная картина была создана после поездки художника в Курскую губернию, там он и стал свидетелем пышного крестного шествия с иконой Богоматери. Также для вдохновения Репин побывал в Чернигове, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря. Изображенная на полотне процессия состоит из людей самых разных сословий, причем церковники и городская знать не смешиваются с простым народом - этому препятствуют конные урядники. Они пристально следят за установленным порядком, не гнушаясь применять силу, так один из стражей закона уже замахнулся плетью на какого-то нарушителя. Особое внимание на себя обращает молодой горбун на костыле, которому преграждают путь палкой, но он все равно целеустремленно движется в сторону православных святынь, видимо надеясь на чудесное исцеление. Всего на полотне запечатлено более 70 разнообразных персонажей. Пейзаж из срубленных пней выбран Репиным не случайно - он неоднократно выражал свой протест по поводу активной вырубки лесов и эксплуататорского отношения к природе. Представленная общественности картина была высоко оценена критиками, назвавшими ее одним из наиболее зрелых произведений художника.

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых

Рейтинг: 4.5

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Изначально картину про Николая Чудотворца заказала Репину игуменья женского монастыря. Постепенно он настолько увлекся данной тематикой, что написал шедевр, который с выставки передвижников тут же приобрел сам царь Александр III. На выбор сюжета повлияла поднятая ранее Львом Толстым полемика об отмене смертной казни в России. Полотно изображает Николая Мирликийского в момент, когда он собирается выхватить меч у палача, чтобы не дать ему совершить казнь. Перед этим Николай находился в отъезде, но узнав, что подкупленный градоначальник осудил на смерть троих невиновных, тут же вернулся в город Миру и смело пресек несправедливость. Больше всего на картине приковывает внимание контраст между уверенным и непреклонным Николаем Чудотворцем и удивленно-недоумевающими лицами других присутствующих. Впоследствии Репин написал также уменьшенный вариант полотна, для монастыря.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Рейтинг: 4.6

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Историю про письмо, написанное казаками Запорожской Сечи в ответ на ультиматум турецкого султана, Илья Репин впервые услышал в гостях у своего знакомого историка Дмитрия Яворницкого, у которого хранилась копия письма, датируемая XVIII веком. Этот рассказ сильно заинтересовал живописца, и он решил использовать сюжет для своей новой картины. Он изобразил на ней непосредственно сам процесс сочинения непристойного и оскорбительного ответа, который по легенде отправили запорожцы правителю Османской империи. Благодаря тому, что художник в процессе создания полотна тщательно изучал культуру украинского казачества, сцена вышла интересной и оживленной, а оружие и одежда - исторически достоверными. Картину высоко оценили в России и на нескольких зарубежных выставках.

Не ждали

Рейтинг: 4.7

Не ждали

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Идея данного сюжета появилась у Репина в 1883 году, в период пребывания на даче под Санкт-Петербургом, с которой он и срисовал интерьер помещения. Тогда вопрос народовольцев и их амнистии был актуальным - многих политических заключенных отпускали на свободу раньше назначенного срока. На картине показано внезапное возвращение одного из ссыльных, в этот момент каждый из присутствующих в комнате членов семьи по-разному реагирует на его прибытие. На лицах женщины за фортепиано и сидящего за столом мальчика видна радость, очевидно это жена и сын. Девочка же смотрит с недоумением, она скорее всего, еще не узнала отца в постаревшем, измученном мужчине. На переднем плане показана пожилая мать узника, застывшая в изумлении. Неуверенное лицо главного персонажа, который словно сомневается, примут ли его, также добавляет драматичности полотну. Эту деталь художник переписывал три раза, пока не добился нужного эффекта. Примечательно, что комната украшена портретами Тараса Шевченко и Николая Некрасова, ассоциирующимися тогда с народовольческими мировоззрениями.

Садко

Рейтинг: 4.8

Садко

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Картину на сказочную тематику Репин написал во время поездки в Париж в 1876 году. Она являлась своеобразным отражением взглядов художника на модные импрессионистские течения в европейском искусстве XIX века. По сюжету, новгородский купец Садко попал в гости к морскому царю и был вынужден развлекать того игрой на гуслях. Подводный царь решил оставить талантливого музыканта при себе, выдав за него одну из своих многочисленных дочерей. Однако Садко не обращает внимания на богато одетых и украшенных красавиц, предпочитая им стоящую вдалеке русскую крестьянку. Согласно былине, это решение помогает ему спастись из подводного плена и вернуться к родным берегам. Во время работы над картиной художник стремился добиться полной достоверности в изображении воды, а также представителей морской фауны, для чего он исследовал атласы морского дна и посещал берлинский аквариум. Образ героя Садко создан с художника Виктора Васнецова, который приехал в Париж по приглашению Репина. Выставленное в Парижском салоне полотно не привлекло к себе большого внимания, зато быстро стало популярным в России.

Иван Грозный и сын его Иван

Рейтинг: 4.9

Иван Грозный и сын его Иван

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Считается, что вдохновением для создания картины стали кровавые события 1881 года: убийство царя Александра II и последовавшие за ним казни народовольцев. На полотне представлена сцена, когда Иван Грозный, раскаиваясь в своем ужасном поступке, прижимает к себе умирающего сына, пытаясь закрыть рукой кровоточашую рану на его голове. Полное отчаяния безумное лицо самодержавца является центральным элементом композиции. Лежащее на переднем плане орудие убийства, красные ковры и опрокинутая мебель усиливают драматизм происходящего на полотне. Не решившись сразу же представить картину широкой публике, Репин сначала показал ее своим друзьям живописцам, которые пришли одновременно в ужас и восторг от произведения. А вот государственным деятелям сюжет однозначно не пришелся по душе - царь Александр III лично запретил его к показу на выставках. Впрочем, спустя несколько месяцев, цензура была снята благодаря ходатайству художника Алексея Боголюбова.

Бурлаки на Волге

Рейтинг: 5.0

Бурлаки на Волге

Фото: Ilya Repin, Public domain, via Wikimedia Commons

Картина "Бурлаки на Волге" представляла собой резкий контраст с традиционной академической живописью, она стала одним из символов зарождающегося тогда реализма в русском искусстве. Бурлаков в процессе их тяжелого труда Репин писал с натуры, поехав для этого на волжское побережье. Со многими из персонажей он познакомился лично, благодаря чему смог вместо безликой группы людей, передать на полотне индивидуальные черты каждого. Композиция выстроена так, чтобы идущие на зрителя фигуры не перекрывали друг друга. Хотя сюжет и несет в себе определенный социальный посыл на тему несправедливости, главный акцент сделан на людях, за каждым из которых угадывается своя непростая история жизни. Их усталые лица выражают разные эмоции: кто-то смирился со своей участью, кто-то философски раскуривает трубку, другой же в силу неопытности уже почти готов бросить лямки. Изношенная рваная одежда бурлаков контрастирует с голубым чистым небом и аккуратными очертаниями корпуса судна. Это первая картина, которая принесла Репину общероссийскую известность, и многие искусствоведы считают ее лучшей работой художника.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...