10 самых дорогих значков СССР

Обновлено: 20.11.2024, просмотров: 19248

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Значки времён Советского Союза – это отличные предметы для коллекционирования. Коммунистическая власть очень любила этот способ поощрения, поэтому такие памятные награды вручались гражданам за самые разные достижения – от личных до производственных. В своё время это даже порождало огромное количество шуток, в том числе довольно-таки ядовитых.

Но сейчас советские значки – ещё более интересный предмет для коллекционирования, чем 30-40 лет назад. Фалеристы – а именно так называются люди, которые собирают эти награды – готовы отдавать большие суммы за особенно редкие и необычные символы. Как следствие, прежде чем отправить в мусорку коллекцию дедушкиных или бабушкиных значков, стоит посмотреть – вдруг за них можно выручить очень даже неплохие деньги?

Для тех, кто хочет заняться фалеристикой или надеется, что найденную на антресолях коллекцию можно конвертировать во вполне ликвидную валюту, мы составили рейтинг из 10 самых дорогих значков СССР.

Рейтинг самых дорогих значков СССР

Номинация место наименование товара цена
Рейтинг самых дорогих значков СССР      10 «Отличник пищевой индустрии НКПП», 1937-1939 годы      40 000 ₽
     9 «Об окончании ВМФАК, 1 типа», 1952-1957 годы      50 000 ₽
     8 «Нагрудный знак летнаба и штурмана военных авиаучилищ ВВС РККА», 1938 год      55 000 ₽
     7 «Профсоюз работников железнодорожного транспорта», 1926 год      56 000 ₽
     6 «Знак Высшей инженерно-технической школы комсостава РККА», 1919-1921 годы      90 000 ₽
     5 «Отличник социалистического соревнования», 1944 год      95 000 ₽
     4 «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», 1959 год      125 000 ₽
     3 «Добролет», 1923-1927 годы      150 000 ₽
     2 «Отличник хозяйства Моссовета», 1940 год      500 000 ₽
     1 «За индустриализацию страны!», 1929 год      600 000 ₽


10 место: «Отличник пищевой индустрии НКПП», 1937-1939 годы, 40000 ₽

Рейтинг: 4.1

В 1937 году Наркомпищепром СССР («Народный комитет пищевой промышленности») учредил памятный значок, который выдавался наиболее интересным отличившимся сотрудникам предприятий, участвующих в производстве продуктов питания. Эта памятная награда изготавливалась из 14 граммов серебра, покрывалась эмалью и фиксировалась на груди при помощи винта.

Значок, как и многие другие награды того периода, имеет неправильную пятиугольную форму. На нём изображены голубая окружность, красивый советский флаг, а также символы, показывающие принадлежность к пищевой промышленности – пшеничные колосья, рыба, виноград, продукты питания и рог изобилия.

Точный тираж этой памятной награды неизвестен. В то же время каждая из них имеет уникальный номер, выбитый на обратной стороне. Среди представленных на аукционах значков на момент написания статьи можно найти экземпляры, которые нумеруются в диапазоне до 1 тысячи. Поскольку эти «сувениры» выдавались до времён Великой Отечественной Войны, найти их сейчас может быть очень сложно – а уж сохранившиеся в идеальном состоянии и вовсе практически невозможно.

9 место: «Об окончании ВМФАК, 1 типа», 1952-1957 годы, 50000 ₽

Рейтинг: 4.2

Полное название этого значка впечатляет – «За окончание военно-морского факультета 1-го Ленинградского медицинского института им. И.П. Павлова». Поэтому в каталогах он упоминается по аббревиатуре, выбитой прямо на лицевой стороне – «ВМФАК 1ЛМИ».

16-граммовый серебряный значок, покрытый разноцветной эмалью и имеющий характерную для среднесоветского периода ромбическую форму, выдавался в период с 1952 по 1957 годы. Собственно, ровно столько, сколько и существовал данный факультет. Его сложно было назвать востребованным среди студентов, выпускников нашлось не так уж много, а сохранивших памятные награды среди них было ещё меньше.

Впрочем, существует сразу несколько типов этих памятных наград. Наибольший интерес вследствие своей редкости представляет первый. Он оснащался винтовым креплением, причём болт был припаян к щитку. По непонятной причине знаки первого типа встречаются очень редко, а вот второго, со «вшитым» в ромб креплением, чуть чаще – правда, и стоят вдвое дешевле, даже сохранившиеся в хорошем состоянии.

8 место: «Нагрудный знак летнаба и штурмана военных авиаучилищ ВВС РККА», 1938 год, 55000 ₽

Рейтинг: 4.3

Один из самых редких и потому дорогостоящих советских значков довоенного периода. Выполняется в традиционном для направления (отличительные символы) дизайне – то есть имеет ромбовидную форму. Правда, сама форма щитка далека от стандартной.

Конструкционно знак являет собой пустотелый ромб из серебряного сплава, покрытый голубой эмалью. На нём изображён символ военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии – скрещённые мечи с пропеллерным винтом, крыльями и красной пятиконечной звездой. Отличительным признаком является изображение винтовки и авиационной бомбы, которые и демонстрируют высокий военный статус обладателя.

Значок выдавался невоенным специалистам боевой авиации. На него могли претендовать выпускники училищ, которые показали высокое мастерство в освоении профессии лётчика наблюдения (по сути, разведчика, который определяет обстановку с воздуха) и штурмана (специалиста по прокладыванию маршрутов и вычислению координат). Значки выдавались в течение всего одного года, что обусловливает их редкость и, как следствие, дороговизну.

7 место: «Профсоюз работников железнодорожного транспорта», 1926 год, 56000 ₽

Рейтинг: 4.4

Один из самых редких профсоюзных значков. Правда, стоит сразу отметить, что такая высокая цена представлена только на хорошо сохранившиеся варианты. Выкопанные (так называемая «копанина»), с потёртостями и следами окисления особого интереса для фалеристов не представляют.

Данный символ отличия был учреждён на VIII съезде профсоюзов железнодорожников. Изготавливался либо из серебра, либо из бронзы, покрытой этой благородным металлом. Значок довольно-таки крупный, в высоту он составляет 40 миллиметров. На верхней части символа изображён окрашенный в зелёный и чёрный цвета паровоз с красной пятиконечной звездой, в нижней – земной шар и перекрещённые топор и якорь.

Как понятно из названия, претендовать на эти значки могли только наиболее активные работники профсоюзов специалистов ЖД-транспорта. Награда выдавалась вплоть до 1934 года. Подразумевает винтовое крепление.

Существует две версии значка. Дороговизной отличаются только серебряные и бронзовые. Позднее, вследствие высокой стоимости производства и большого количества работников ЖД-транспорта, начали выпускать награды из томпака и даже без эмалевого покрытия. Они стоят несколько дешевле.

6 место: «Знак Высшей инженерно-технической школы комсостава РККА», 1919-1921 годы, 90000 ₽

Рейтинг: 4.5

«Знак Высшей инженерно-технической школы комсостава РККА» - один из первых отличных значков, появившихся при Советском Союзе. Первое его издание было учреждено в 1919 году – вполне после образования СССР как государства.

Существует несколько его вариантов. Но большая часть из сохранившихся до нашего времени – это выданные студентам, окончившим электротехническое направление. Символ выполнялся из бронзы и покрывался разноцветной эмалью. Для крепления предполагалось использовать винт.

Этот значок – один из самых массивных среди представленных. Он весит более 27 граммов! На символе изображён неправильный шестиугольник, вписанный в несвойственный для символики СССР лавровый венец, красная эмалевая звезда и характерный для инженеров знак – перекрещённые плуг и молот. Часть из сохранившихся экземпляров изготовлены с примесью серебра.

Наибольшей ценностью пользуются значки самого первого издания. Главная их особенность – красная звезда изображена перевёрнутой, имеются перекрещённые молнии и морской якорь. В нижней части отпечатаны буквы «ИВТ» - название учебного заведения, выдававшего символы отличия.

5 место: «Отличник социалистического соревнования», 1944 год, 95000 ₽

Рейтинг: 4.6

После образования Советского Союза как государства во многих производственных отраслях были запущены социалистические соревнования. Их задачей являлось увеличение объёмов выпуска продукции предприятиями в целях ускорения индустриализации и повышения общего качества жизни. Победителям соцсоревнований выдавались как материальные, так и моральные поощрения.

К числу последних и относится данный значок. В 1944 году соцсоревнование охватывало большую часть направлений производства, включая нефтяную, авиационную, военную, железорудную, железнодорожную, среднюю и хлопчатобумажную промышленность. В каждой из них выдавались собственные значки, отпечатанные непосредственно Ленинградским монетным двором (что отображается в том числе на реверсе награды символом «МД»).

Наивысшей стоимостью отличаются значки угольной промышленности вследствие их редкости. А вот дешевле всего продаются символы, выдаваемые Наркомпищепромом. Ценность также определяется сохранностью – чем она выше, тем больше денег можно получить на значок на аукционе. Стоит помнить, что многие из них являются именными.

4 место: «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», 1959 год, 125000 ₽

Рейтинг: 4.7

В 1959 году указом Министерства обороны СССР было учреждено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», при присвоении которого выдавался соответствующий нагрудный знак. Его предполагалось носить на кителе справа, над орденами и медалями. Первыми кавалерами этого звания стали 10 человек, затем, в течение года, награды удостоились ещё 12 лётчиков. Среди них оказалась и Нина Ивановна Русакова – единственная женщина-обладатель знака.

В дальнейшем эти звания выдавались каждый год – вплоть до самого распада Союза. Но наибольшую фалеристическую ценность имеют значки, выданные первым кавалерам, то есть в 1959 году. Их, как было сказано выше, всего 23 экземпляра.

Знаки отличия первой партии изготавливались на Московском монетном дворе. В качестве основного материала использовалось серебро, а дополнительная накладка в форме взлетающего сверхзвукового самолёта выполнялась из чистого золота. Правда, уже в следующем году значки начали выполняться из менее ценных металлов. Серебро заменили на сплав, называющийся нейзильбером, а золото – на томпак.

Каждый значок имеет собственный порядковый номер. Поэтому даже сейчас, пользуясь каталогами и архивными документами, можно установить обладателя этой награды.

3 место: «Добролет», 1923-1927 годы, 150000 ₽

Рейтинг: 4.8

В 1923 году в Советском Союзе была основана авиатранспортная организация под названием «Добролет». Она была представлена лётчиками, входящими в состав добровольного воздушного флота. Целью «Добролета» было развитие гражданских авиалиний, специализирующихся на перевозках пассажиров и грузов.

«Добролет», согласно неофициальной исторической информации, был основан высшими политическими чинами и деятелями искусства СССР. У истоков общества стоял сам Троцкий – один из основных организаторов Октябрьской революции и создателей Красной армии. Эмблема «Добролета», вынесенная непосредственно на значок, была создана авангардистом Казимиром Малевичем. Кроме того, первые плакаты, призывающие граждан вкладываться в это общество, были нарисованы Александром Родченко – родоначальником рекламы и дизайна в Советском Союзе.

Правда, несмотря на такой масштабный старт, «Добролет» просуществовал всего 7 лет. Уже в 1930 году правительство основало Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, включившее в свой состав остальные гражданские авиатранспортные организации (включая «Закавиа» и «Укрвоздухпуть»).

В течение всего времени своего существования «Добролет» выпускал значки, показывающие принадлежность сотрудников к этому обществу. Наибольшей ценностью отличаются выпущенные в первом поколении – медного цвета. Остальные были уже голубыми, штамповались в неизвестной мастерской и поэтому стоят сравнительно недорого.

2 место: «Отличник хозяйства Моссовета», 1940 год, 500000 ₽

Рейтинг: 4.9

В 1940 году было решено внедрить новую награду, которая бы выдавалась специалистам городского и коммунального хозяйства. Даже отпечатали первую пробную партию. Для этого памятного значка использовались наиболее современные технологии, включая оксидирование, предназначенное для сохранения привлекательного внешнего вида на длительное время.

Сам значок отпечатывался из серебра. После этого его покрывали разноцветной эмалью и дополнительным слоем позолоты. Поэтому он ещё и визуально красивый. На награде изображены символы мирной индустриализации страны – Рабочий и Колхозница – стоящие на фоне московского Кремля.

Значки планировалось вручать в 1941 году. Однако награды не случилось – планам правительства помешала война. Поэтому окончательная партия так и не была отпечатана, остались лишь несколько пробных экземпляров. Все известные на настоящий момент находятся в музеях и частных коллекциях, поэтому встретить этот значок на аукционе практически невозможно.

1 место: «За индустриализацию страны!», 1929 год, 600000 ₽

Рейтинг: 5.0

Вскоре после образования СССР как государства и завершения гражданской войны правительство страны ввело план по восстановлению и улучшению производственных мощностей. Он подразумевал не только легендарные «пятилетки», но и памятные награды для особо отличившихся работников.

Сами эти награды были нескольких «уровней». Существовали локальные премии, региональные, отраслевые. Но самой высокой и поэтому особенно желанной для многих передовиков производства был значок «За индустриализацию страны!». Эта награда имела очень высокую значимость, поэтому выдавалась далеко не каждому. Претендентов на неё было так мало, что до сегодняшнего дня сохранилось лишь несколько экземпляров этих значков.

И, ввиду их редкости, они также сохраняют высокую ценность. Только теперь в денежном выражении. «За индустриализацию страны!» — это самый дорогой значок СССР. Его, правда, и купить «просто так» практически невозможно. Практически все сохранившиеся экземпляры – в музеях и частных коллекциях, а цифра в 600000 рублей – это сумма, за которую он был продан на последнем аукционе.



Оцените статью

 
Всего голосов: 1, рейтинг: 5
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Загрузка комментариев...