10 лучших изобретений Леонардо да Винчи

Обновлено: 03.08.2021 12:23:13

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Леонардо да Винчи – или, если называть его полным именем, Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – был гениальным итальянским учёным. Его ум не просто символизировал эпоху Возрождения – он буквально его определил. Его называли «универсальным человеком» – музыкант, художник, учёный, писатель, изобретатель, он охватил практически все направления знания Позднего Средневековья и во многом предвосхитил их.

О том, насколько гениальным человеком был Леонардо да Винчи, говорят в первую очередь его изобретения. Просматривая труды этого инженера, сложно представит, что он жил в XV-XVI веках. В трудах да Винчи можно найти чертежи танков, вертолётов, прожекторов и даже самых настоящих роботов.

И о лучших изобретениях Леонардо да Винчи мы расскажем в этом материале.

Лучшие изобретения Леонардо да Винчи

Номинация место наименование рейтинг
Лучшие изобретения Леонардо да Винчи      1 Танк (carro armato)      5.0
     2 Парашют (paracadute)      4.9
     3 Водолазный костюм, скафандр (scafandro)      4.8
     4 Вертолёт, автожир (vite aerea)      4.7
     5 Дельтаплан, орнитоптер (maccina volante)      4.6
     6 Велосипед (bicicletta)      4.5
     7 Автомобиль (Carro semovente)      4.4
     8 Вечный двигатель (Perpetuum mobile)      4.3
     9 Робот-рыцарь (L'automa cavaliere)      4.2


Танк (carro armato)

Рейтинг: 5.0

Танк

Фото: Erik Möller, Wikimedia Commons

Сложно сказать, разработал ли Леонардо да Винчи самый настоящий танк – или же просто придумал его прототип, выражаясь современным языком. Мы привыкли, что такие боевые машины – самоходные, то есть оснащаются двигателем внутреннего сгорания, который и перетаскивает груду металла по земле.

Танк Леонардо да Винчи самоходным не был. В те времена ещё не успели изобрести ни двигатели внутреннего сгорания, ни даже паровые машины. До всего этого оставалось ещё три столетия. Разработанная итальянским гением машина представляла собой бронированную и закрытую со всех сторон колесницу.

Колесница была обшита листами металла, защищающих солдат от пуль. Она также оснащалась несколькими «дулами» – пушками, из которых предполагалось вести огонь по врагам. Солдаты, сидящие в танке, также приводили его в движение, используя механизм, подобный велосипедному. Внешне колесница напоминала не то черепаху, не то летающую тарелку.

В смотровой башенке на вершине размещались наводчики. Они через крошечные окошки определяли направление к врагу и давали команды огня. В нижней части находились пушки, чьё число, по замыслу учёного, могло доходить до 36 штук. Предполагалось, что танк будет настолько высоким, что внутри придётся устанавливать лестницы. А его экипаж составят 8 солдат, большая часть из которых будет просто приводить этот громоздкий механизм в движение.

Современные учёные считают, что этот танк мог использоваться только в качестве орудия устрашения, но никак не в виде боевой единицы. Из-за массивности колесницу было невозможно привести в движение мускульной силой. Кроме того, она не могла ездить по пересечённой местности. Полюбоваться разработанными моделями можно во французских и берлинских музеях.

Парашют (paracadute)

Рейтинг: 4.9

Парашют (paracadute)

Фото: Nevit Dilmen, Wikimedia Commons

Если относительно практичности танка есть сомнения, то созданный Леонардо да Винчи парашют точно бы сработал. Учёный описывает его как тканевую пирамиду, имеющую размеры 12×12 локтей – или, в переводе на современные единицы измерения, 7×7 метров. Примерно такие же габариты имеют и парашюты, выпускающиеся сейчас и предназначенные для спуска с любой высоты.

По замыслу учёного, такой парашют должен был выполняться их накрахмаленного полотна – для дополнительного увеличения сопротивления воздуха. Его форма – пирамидальная, то есть больше похожая на палатку, чем на современный купол.

Стоит отметить, что да Винчи не изобрёл парашют «с нуля», а просто доработал идею. Ещё и до этого учёного люди пытались спускаться с высоты, используя приспособления, похожие на зонтики. Тем не менее, никто из них не смог правильно рассчитать сопротивление воздуха – и поэтому большая часть таких экспериментов заканчивалась увечьями или гибелью испытателя. Учёный же определил правильные размеры, благодаря которым удалось в будущем создать парашют, способны выдержать человеческий вес при спуске с любой высоты.

Водолазный костюм, скафандр (scafandro)

Рейтинг: 4.8

Разработанный Леонардо да Винчи водолазный костюм (скафандр) выглядит весьма пугающе, но работает очень эффективно. Он выполнялся из натуральной кожи, сшитой таким образом, чтобы обеспечить полную герметичность, и оснащался дыхательным аппаратом.

Дыхательный аппарат этого скафандра особенно впечатлял. Из нижней части маски выходило две длинные трубки – также кожаные – для воздуха. Предполагалось, что в одну из них водолаз вдыхал, а в другую – выдыхал. По замыслу учёного, такая конструкция позволяла погружаться на любую глубину (в зависимости от длины трубок, конечно же), при этом не смешивая воздух и углекислый газ.

А для того, чтобы водолаз хоть что-то на дне видел, костюм оснащался двумя прорезями для глаз, в которые было герметично вставлено круглое стекло. Также на груди скафандра размещался большой карман. Его при всплытии предполагалось наполнить воздухом – и тогда водолаз бы поднялся на поверхность.

В начале 2000-х годов французский ныряльщик и видеооператор соорудил гидрокостюм по чертежам Леонардо да Винчи, и погрузился в нём на дно маленького пруда. Как выяснилось, конструкция итальянского учёного справилась с задачей. Правда, костюм оказался очень неудобным из-за сложного дыхательного аппарата и натуральной кожи, которая не слишком «адекватно» ведёт себя, будучи погружённой в толщу воды.

Вертолёт, автожир (vite aerea)

Рейтинг: 4.7

Вертолёт, автожир (vite aerea)

Фото: Leonardo da Vinci, Wikimedia Commons

Ещё одно изобретение да Винчи, невероятно опередившее своё время. Учёный смог понять конструкцию и проект, но не фактическую реализацию – как это было с танком. То есть в теории его изобретение работало, а на практике – нет.

Автожир, разработанный Леонардо да Винчи, представлял собой летательный аппарат, опирающийся на воздух большим винтом из накрахмаленного льняного полотна. Пассажир и пилот этого устройства крутил педали. Благодаря этому винт вращался, врезался в воздух, образовывал подъёмную силу и взлетал. Во всяком случае, именно так это выглядело «на бумаге».

Такие «вертолётики» в виде игрушек были весьма популярны среди флорентийских ребятишек XV века. Учёный решил не изобретать велосипед (кстати, всё-таки изобрёл, но об этом – позже) и просто увеличить размеры конструкции. Радиус винта, по замыслу создателя, составлял 4,8 метра.

Предложенная изобретателем конструкция имеет массу недостатков. Во-первых, она будет вращаться вся – вместе с пилотом-пассажиром. Так что лететь на ней и не испытывать неприятных ощущений не получится. Во-вторых, приземлиться тоже не получится – даже если начать вращать винт медленнее, падение всё равно будет слишком быстрым и (вероятнее всего) смертоносным. И наконец, управлять таким автожиром невозможно.

Поэтому вертолёт да Винчи остался лишь интересным и забавным прототипом. Никто – ни современники, ни потомки – даже не пытались его воплотить в жизнь. Большие конструкцию, подобные автожиру, делали – но лишь для того, чтобы увидеть, как они взлетают, а потом накреняются и падают.

Дельтаплан, орнитоптер (maccina volante)

Рейтинг: 4.6

Дельтаплан, орнитоптер (maccina volante)

Фото: Davidgermain, Wikimedia Commons

Ещё одно изобретение, которое учёный сделал не «с нуля», а вдохновившись существующими конструкциями. Точнее, на сей раз идея пришла к нему из древнегреческих мифов о Дедале – инженере, который сделал себе крылья, обмазав руки воском и приклеив к ним птичьи перья.

Конструкция да Винчи не подразумевала использования воска и перьев. Учёный исследовал механизмы полёта птиц и на их основе создал орнитоптер. Назвал он его «Пёрышко».

Орнитоптер «Пёрышко» представлял собой деревянный механизм с огромными крыльями и хвостом, имитирующими птичьи. Они выполнялись из тонких реек, обтянутых тканью. В центральной части находилась «клетка», в которую и садился человек-пилот. Для полёта ему приходилось махать крыльями, приводя их в движение с использованием мускульной тяги.

Удивительно, но этот орнитоптер оказался вполне рабочим. История не сохранила упоминаний того, проверял ли конструкцию сам да Винчи или нет, однако в конце 1990-х годов инженеры из Великобритании воссоздали «Пёрышко», причём использовали те же материалы и конструкционные решения, которые были доступны в XV веке. Орнитоптер, управляемый испытателями, смог подняться в воздух и достичь высоты в 15 метров, а потом плавно приземлиться. Правда, управлять им не получалось, так что пилот оказался полностью под контролем ветра.

Велосипед (bicicletta)

Рейтинг: 4.5

Велосипед (bicicletta)

Фото: Leonardo da Vinci, Wikimedia Commons

Леонардо да Винчи всё-таки изобрёл велосипед! И он не слишком-то отличался от тех моделей, которые были представлены после него. А ещё, судя по чертежам, Флоренция отличалась высоким качеством дорог.

Разработанная учёным bicicletta была очень похожа на современные велосипеды, однако оснащалась полностью деревянными колёсами. Как бороться с тряской, инженер не рассказывал. Кроме того, велосипед оснащался традиционным ремённым приводом от педалей до заднего колеса.

Крыло заднего колеса также выполняло функцию сидения. Руль был крепко встроен в раму, поэтому не совсем понятно, как именно планировалось поворачивать. В современных моделях он также жёстко фиксирован, но они и не предназначены для езды, а просто выставлены в большом количестве музеев мира.

Современные учёные не уверены, что концепт велосипеда выполнил именно да Винчи. Во-первых, конструкция его изобретений практически лишена разных изогнутых линий, а bicicletta выглядит невероятно «обтекаемой». Во-вторых, сам рисунок выполнен необычными для художника толстыми линиями – обычно он писал лёгкими, практически невесомыми штрихами, а эскиз этого двухколёсного транспорта создан с таким усилием, что след графитного карандаша виден даже на обратной стороне страницы. В итоге некоторые историки считают, что этот рисунок – подделка, выполненная в XX веке.

Автомобиль (Carro semovente)

Рейтинг: 4.4

Автомобиль (Carro semovente)

Фото: AM, Wikimedia Commons

На самом деле Carro semovente – это самодвижущаяся тележка. Но у неё есть четыре колеса, поэтому изобретение вполне может считаться прообразом современного автомобиля. Правда, историки предполагают, что она использовалась в рамках театральных представлений, которые Леонардо да Винчи устраивал при дворе короля в Милане.

В отличие от многих других механизмов да Винчи, тележка-автомобиль приводилась в движение не мускульной тягой, а сложным приводом на основе пружины. Именно она, распрямляясь, вращала колёса – и Carro semovente ехала, правда, недалеко и недолго. Тем не менее, учёный не завершил чертёж, продемонстрировав только механизм, но не облик тележки-автомобиля. Возможно, у неё и кузов был.

Привод тележки был очень сложным, он включал и дифференциал задних колёс, и поворотное переднее, и даже – что удивительно по тем временам – тормоз. Многие инженеры-историки уверены, что изобретение тормозной системы едва ли не более важно для общемирового прогресса, чем конструирование непосредственно двигателя внутреннего сгорания!

Carro semovente неоднократно пытались воспроизвести. По сути, едва ли не каждый год инженеры-любители собирают свои версии тележки-автомобиля. И она всегда едет!

Вечный двигатель (Perpetuum mobile)

Рейтинг: 4.3

Леонардо да Винчи, как и многие другие учёные времён Позднего Средневековья и Возрождения, пытался побороть законы физики и создать вечный двигатель. Конечно, ему это не удалось. Законы механики и термодинамики ещё никто не отменял. Тем не менее, он оставил несколько занятных прототипов.

Правда, в 1494 году он устал от попыток сконструировать вечный двигатель. Он даже оставил записку другим учёным и наследникам, что не стоит мечтать о perpetuum mobile – можно сразу отправиться к алхимикам, на их уровень.

Одним из наиболее интересных проектов вечного двигателя было сбалансированное колесо с несколькими трубками, по которым перекатываются металлические шарики-подшипники. В теории они всегда смещают центр тяжести от оси, заставляя обод вращаться. На практике – да, некоторое время такое колесо покрутится, но потом будет создана такая ось, при которой шарики сбалансируются.

Второй интересный проект – сверхсбалансированное колесо. В нём также присутствуют шарики-подшипники и направляющие, по которым они движутся. Только их уже 12 штук, и катятся они по криволинейным траекториям. Опять же, первое время колесо будет находиться в состоянии дисбаланса, однако в какой-то момент шарики всё-таки найдут ось симметрии масс.

Робот-рыцарь (L'automa cavaliere)

Рейтинг: 4.2

Робот-рыцарь (L'automa cavaliere)

Фото: Erik Möller, Wikimedia Commons

Леонардо да Винчи увлекался не только механикой, но и анатомией. А потом в какой-то момент объединил свои знания в рамках проекта, который сегодня называется L'automa cavaliere – или «Робот-рыцарь» (если переводить дословно – «Автоматический рыцарь»).

Робот Леонардо да Винчи – сложный человекоподобный механизм, который до нашего времени сохранился не полностью. Из-за этого становится проблематично понять, что именно был способен делать этот «автоматический рыцарь». Исследователи полагают, что он садиться, приподниматься, шевелить руками, поворачивать голову, открывать и закрывать рот.

Стремление да Винчи сохранить свою разработку в секрете привело к тому, что чертёж оказался намерено усложнён – в эскиз добавлены лишние механизмы. Известно, что внутри грудной клетки робота-рыцаря находился пульт управления, через который осуществлялась его наладка (или, говоря современным языком, программирование). Механизм размещался внутри латного костюма германо-итальянского образца.

Тем не менее, даже да Винчи не удалось обеспечить полной координации движений робота. Так, ноги «автоматического рыцаря» имели собственный механизм управления. Снаружи находилась рукоять, соединённая с сочленениями в бёдрах, коленях и лодыжках. Робот мог ходить или присаживаться только в том случае, если «оператор» двигал этой самой рукоятью.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...